Как сделать свистульку из глины. Игрушки из глины

Татьяна Цуканова
Конспект занятия «Свистулька из глины - птичка»

Цель : .Научить лепить игрушку из глины - свистульку

Задачи : Учить лепить птичек , передавая ее формы, пропорции и характерные детали.

Развивать интерес к народному творчеству. Закреплять аккуратность и последовательность в работе.

Воспитывать любовь к русской народной культуре.

Оборудование : образцы народных игрушек, мультимедийная презентация «Свистульки из глины- птички » .

Формы организации занятий : Практическое занятие .

Методы организации занятий :

Наглядный (объяснение, консультация )

Исследовательский (поэтапное исследование керамических игрушек)

Проведение занятия с использованием ИКТ (презентация)

Практический (лепка свистулек с использованием полученных знаний)

Оборудование и материалы : глина , стеки, тарелочки, салфетки, поднос с образцами-свистульками .

2. Беседа о народной игрушке - свистульке . (презентация, рассматривание образцов игрушек)

3. Рассматривание разных видов свистулек .

4. Игра на закрепление названий игрушек по месту их изготовления.

5. Поэтапный показ изготовления свистульки .

6. Практическая работа : лепка птички .

Ход занятия.

2. Беседа. Глиняные свистульки в наше время - это большая редкость, даже не детская игрушка, а реликвия из глубины веков. (Слайд № 1) Мастера-свистуличника встретишь сегодня едва ли не реже, чем мастера-гончара, коих тоже единицы. А когда-то в каждом городе и поселке обязательно была гончарная мастерская, которая обеспечивала жителей посудой всех возможных форм. В дни обжига, когда мастерам нужно было следить за печами-горнами и не отвлекаться надолго, они лепили из остатков глины забавные фигурки - игрушки и свистульки для своих детей . Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось , что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А суеверие "не свисти - денег не будет " - это всего лишь миф, который выдумали пытаясь отучить народ от языческих привычек.

3. Рассматривание птички – свистульки . Игрушка внутри полая, а свисток маскируют в хвостик . Отметить ее форму, размер, у всех птичек форма туловища одинаковая (конус, овал, только они отличаются головой (у уточки клюв расплющен, у петушка есть гребешок и бородка, маленький острый клюв). Роспись довольна проста : полоски, штрихи, ромбы, овалы, прямоугольники как бы обрезанные с одной стороны, косые кресты, крапинки. Для росписи свистульки использовали краски : голубую, кирпично – красную, зеленую, черную, охристую, коричневую. Свистульки лепили в разных регионах нашей страны.

Какие вы знаете свистульки ? Давайте рассмотрим самые известные свистульки – дымковские и филимоновские. Чем же они отличаются друг от друга? (Слайд № 2)

Филимоновская игрушка - это свистулька , у которой есть самостоятельный образ в виде птицы или какого-нибудь зверька. Петушок и курочка самые популярные персонажи лепки свистулек . Свисток расположен у курочки, с помощью двух дырочек можно исполнить даже небольшую мелодию, или издавать приятные трели. Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины . Филимоновская глина жирная и пластичная , а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой» . При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Белые фигурки филимоновской игрушки горят основными цветами росписи : желтым, красным, зеленым. Старинная филимоновская игрушка расписывалась только красным и зеленым, а желтоватый цвет имела сама глина после обжига .

Дымковская глиняная игрушка . Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Раскрашивают игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные : голубая, розовая, коричневая, украшают игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц обычно самодельные, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам : клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знают мастерицы, в каких только комбинациях не дают! И завершающий штрих – мастерица «сажает» золото : смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место : барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам – на гребешки. (Слайд № 3)

Сегодня мы с вами попробуем себя в роли мастеров народного художественного промысла (игрушечников) и слепим свистульку- птичку .

5. Поэтапный показ лепки свистульки .

Знакомство учащихся с приемами лепки. Простейшие свистульки лепят совсем так , как хозяйки делают пельмени. Катают глиняный шарик , раскатывают лепешку, складывают пополам, и птичья основа свистульки готова . Корпус – основу свистульки снизу дополняют двумя маленькими шариками, примазывают их – это коротенькие ножки. Остается вылепить головку. Сверху оттягиваем глину и сгибаем . Вытянуть плоский клюв, можно слепить утку, завернув хохолок и приделав гребень – петуха или курочку. На боках свистульки можно сделать дополнительные отверстия – и тогда на ней можно сыграть нехитрую мелодию. Лепим сам свисток в хвосте птички : прорезаем снизу небольшую прямоугольную канавку, вставляем палочку, со срезанным концом, налепляем небольшую пластинку, заглаживаем, убираем палочку, делаем скос в 45% с двух сторон канавки, можно свистеть . (Слайд № 4)

6. Практическая работа.

Самостоятельная работа по изготовлению свистульки . Индивидуальная помощь при затруднениях

7. Подведение итогов.

Выставка работ и их обсуждение. Обобщение (что нового узнали, чему научились)

Сегодня мы с вами были в роли народных мастеров и изготовили свистульку . Выполнили одну и ту же работу, а свистульки получились у всех разные. С игрушками какого промысла мы с вами познакомились? (народно-художественного) Как называется профессия человека, делающего народные игрушки? (Свистуличник ) . Раскрасить их вы сможете самостоятельно, но только после того, как они подсохнут, а это будет через двое суток. Для крепости их можно будет покрыть лаком или клеем ПВА. Желаю вам успеха!

8. Уборка рабочего места


1. Инструменты для изготовления свистульки: 1-игла; 2-отрезание; 3- срезание с наружной; 4-подрезание с внутренней стороны; 5-зачистка полости; 6-пичужка; 7-штампы (слева направо: профилированная палочка, деталь корпуса шариковой ручки, крышка от тюбика зубной пасты, тонкостенная трубочка, гильза патрона строительного пистолета, зубчатое колёсико).

Муфельная печь.

Возьмём кусок приготовленного глиняного теста и придадим ему форму шара Ø 40-50мм.

Удерживая заготовку в ладони левой руки, большим пальцем правой сделаем углубление и расширим его до образования полости с толщиной стенки около 10мм.

Продолжая удерживать заготовку левой рукой, сгаживающими движениями большого пальца правой руки от себя, вытягиваем глину, одновременно поворачивая заготовку по всему периметру полости.

С помощью пичужки протыкаем в мундштуке отверстие таким образом, чтобы её конец вышел на поверхность под некоторым углом на расстоя нии 20-30мм от устья.

Осторожго вытащим пичужку, и трубкой Ø 8-10мм проткнём оверстие в полость свистка в том месте, где конец пичужки вышел на поверхность. Теперь вынимаем трубку вместе с образовавшеёся в ней глиняной пробкой, которую выталкиваем тупой деревянной палочкой.

Теперь приступим к настройке свистка. С помощью иглы срезаем слой глины с наружной и внутренней части края отверстия, образованного трубкой, таким образом, чтобы получился острый клин. При этом нужно тщательно очистить полость свистка от комочков глины с помощью иглы (см. 1). В правильно изготовленном свистке канал, образованный пичужкой, должен еаходиться напротив острия клина. Проверим звучание свистка. Для изменения тональности звука, проколим трубкой Ø 3-3 мм отверстия в полость свистка. Закрывая и открывая эти отверстия пальцами, вы услышите переливчатый свист.

Изготовив свисток, приступим к лепке символической птички. Сделаем заготовки для головы и ножек, придадим свистку форму туловища. Смазав кисточкой сопрягаемые поверхности шликером (раствором глины в воде до сметанообразного состояния), соединим детали и пальцами руки сгладим места примыканий.

Декорируем наше изделие (предварительно дав ему немножно подсохнуть) методом вдавливания в влажную глину штампиков.

До и после обжига.


Процесс изготовления игрушки-свистульки
индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии.
Предлагаю использовать сравнительно простую технологию, опробованную автором на
кружковых занятиях в условиях школы. Такие занятия приобщают детей к мировой
культуре, вырабатывают усидчивость, настойчивость, художественный вкус, развивают
моторику рук.
Нам понадобится материал,
инструменты и печь для обжига. Материал у всех под рукой (вернее под ногами),
инструмент можно легко сделать, а, если нет печи - тоже не беда: я расскажу, как без нее
обойтись. Главное иметь очень большое желание и немножко таланта.
Материал
Как и всю керамику, свистульки
делают из керамической массы (или глиняного теста). Основной состав
керамической массы - это глина. В природе она встречается очень часто различных
цветов, но, как правило, при обжиге ее цвет меняется на красный или белый.
Отсюда и название - красножгущаяся и беложгущаяся. Наибольшее распространение
имеет красножгущаяся. Это, пожалуй, самый распространенный материал на Земле.
Пласты глины часто выходят на поверхность по берегам рек, озер и склонов
оврагов. Ее можно встретить даже в городе при рытье котлованов под
строительство дома или при ремонте водопроводов. Но природную (или живую глину)
не всегда можно использовать для изготовления керамических изделий, т.к. она
часто содержит примеси: песок, мелкие камни и др. Глина, содержащая до 5%
песка, называется жирной, а до 30% - тощей. Для изготовления свистулек пригодна
глина средней жирности включающая 10-15% песка. Глина, прошедшая определенный
технологический процесс подготовки для изготовления гончарных изделий,
называется керамической массой или глиняным тестом. На промышленных предприятиях
для этих целей применяются сложные машины: шаровые мельницы, грохоты, прессы и
др. Но для приготовления ее в небольших количествах можно воспользоваться
упрощенной технологией. Вот ее основные этапы:
1.
Накопать глину в карьере заступом.
Предварительно небольшой ком этой глины нужно обжечь и убедиться, таким образом,
в пригодности месторождения.
2.
Разложить комки на чистой поверхности и
высушить.
3.
Измельчить молотком и удалить механические
примеси (камешки, щепки, былинки и др.).
4.
Растворить измельченную массу в ведре с водой
(одна часть глины и три части воды). Тщательно размешать раствор мутовкой.
5.
Дать отстояться до тех пор, пока в нижней части
осядут более тяжелые частички (песок и камешки), а в верхней - осветленная
вода. Осторожно слейте воду.
6.
Вычерпать глину (средний слой) и поместить ее в
гипсовую ванну (можно и в ведро, но процесс замедлится).
7.
Высушить до консистенции густого теста
(перестанет прилипать к рукам).
8.
Произвести перемин глины для удаления пузырьков
воздуха.
9.
Проверить качество: скатать валик Ø 15-20 мм и
медленно его согнуть пополам. Если в месте перегиба не будет трещин или их
мало, из такой массы можно делать свистульки.
10.
Готовый материал поместить в полиэтиленовый
пакет и надежно его закрыть. В таком состоянии он может сохраняться несколько
месяцев. В подсохнувшую массу добавляют немного воды и переминают.

Мои советы: если Вы хотите сделать
всего лишь несколько свистулек, попытайтесь из доступной Вам глины, не
подвергая ее вышеописанной обработке. Бывают такие месторождения, в которых
сама природа это сделала. А если не
получится, тогда уж попытайтесь подготовить сами. Есть и другие способы приобретения материала:
можно достать в предприятиях, изготавливающих керамические изделия, на кирпичном
заводе, в кооперативе, у народных мастеров - гончаров и т.д. На Западе есть магазины, в которых можно приобрести
керамическую массу для любых изделий.
Наверное, можно ее покупать и в интернет - магазинах.

Инструменты и
приспособления.

Основные
инструменты при лепке - это руки мастера. Но потребуются и специальные. К ним
относится игла, пичужка, трубочки и штампики.
Игла
служит для подрезания и отрезания материала, а так же для извлечения из полости
свистка лишних кусочков глины. Рабочей частью служит не только острие, но и
стержень. Ее можно сделать из стальной проволоки Ø1,5-2 мм. Опытные мастера
используют для этих целей иглу от медицинского шприца.
Пичужка
- это палочка из твердой породы древесины. Служит для протыкания канала в
мундштуке.
Трубки
служат для протыкания отверстий в полость свистка. Нам понадобится одна тонкая
Ø 3-4 мм (можно использовать стержни от шариковых ручек) и другая, более
толстая, Ø 8-10 мм (делают из вышедших из строя зонтиков, телескопических
антенн телевизоров и радиоприемников и
других бросовых предметов,имеющих тонкостенные трубочки).
Штампики
служат для декорирования методом вдавливания в сырую глину. В качестве них
используют крышки тюбиков от зубной пасты, гильзы патронов строительного
пистолета, детали корпусов шариковых ручек, деревянные палочки с концами
различной геометрической формы и другие предметы.
Еще
понадобятся подкладные доски, на которых располагают материал, инструменты и
выполняют работы по лепке. Их можно изготовить из пластмассы или древесины,
пропитанной горячей олифой.

Печь для обжига.
Обжигать свистульки можно в муфельной печи, которой обычно
оснащаются школьные мастерские. Хорошо, если она снабжена прибором контроля
температуры нагрева. Есть и специальные печи для обжига керамических изделий,
управляемых компьютером. В этих печах задается программа этапов обжига и далее
она автоматически ее выполняет. Стоят такие печи очень дорого. Их можно
приобрести через интернет- магазины. Но, если у Вас нет даже муфельной печи, а
свистульку сделать очень хочется, можно поэкспериментировать: попытаться обжечь
в костре, духовке или газовой плите. Качество, конечно, не то, но вполне
прилично. И, в крайнем случае, свистульку можно только высушить. Она становится
довольно прочной, хорошо свистит, но разрушится от попадания воды.
Внимание! Электрическая печь для обжига должна иметь защитное заземление. Нужно
соблюдать осторожность при обжиге, т.к. корпус печи, особенно в области дверцы,
нагревается до высокой температуры. Разгрузку печи делать только после полного
ее остывания.

Лепка и декорирование
свистульки «Птичка»

См. изображения и пояснения 3
- 10

Сушка.
Перед обжигом изделие нужно хорошо высушить. Недостаточно
или неправильно высушенное изделие может лопнуть или треснуть. Для сушки его
ставят на полку таким образом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Процесс
длится 3-5 суток (в зависимости от температуры окружающей среды и массы
изделия). Высушенная свистулька приобретает характерный серый цвет и
определенную прочность.

Обжиг.
Обжиг - это последняя и самая ответственная операция. Ошибки
при обжиге приводят к неисправимому браку: трещинам, сколам, обугливанию и др.
Существует много способов обжига, но для школьных условий наиболее подходящим
является в муфельной печи.
Необходимо учитывать, что даже после длительной сушки в
изделии содержится небольшое количество влаги. При интенсивном нагревании
образуются газы, которые могут разорвать его. Поэтому, процесс обжига состоит
из нескольких этапов: предварительный нагрев (до температуры около 200
градусов), выдержка, последующий нагрев до 900 градусов и остывание вместе с печью.
После обжига свистулька приобретет цвет кирпича.

Глина очень широко известный природный ископаемый материал. Чаще всего во время занятий в художественных школах дети изготавливают свистульки из глины своими руками. Встретить такие игрушки в продаже можно крайне редко, поэтому можно не полениться, а сделать такую свистульку самим у себя дома. И конечно же, стоит отметить что игрушки, сделанные из такого природного ресурса совершенно безопасны в отличие от многих других современных материалов.

Свистулька птичка

Об изготовлении свистулек знают, конечно, не многие, но наверно каждый хоть раз видел, как лепятся такие игрушки. Сделать свистульку птичку поможет поэтапный мастер-класс.

Материалы:

  • Глина.
  • Печь для обжига.
  • Палочки.
  • Стека.

Ход выполнения работы:

Свистулька петушок готова к использованию .

Очень красивая и интересная лошадка свистулька может получиться, если сделать её в Дымковском стиле. Этот мастер-класс подробно разъяснит, как это сделать.

Материалы:

Описание процесса работы:

Глиняный гусь

Делать глиняную игрушку в этот раз будем в Дымковском стиле. Такие игрушки считались шумовыми и имели отличия от всех остальных изготавливающихся в давние времена. Создаваться она будет в два этапа это изготовление и непосредственно раскрашивание игрушки.

Для работы потребуются:

  • Художественная глина.
  • Вода.
  • Краски.
  • Печь для обжига.

Поэтапное выполнение работы:

В давние времена все дымковские игрушки окрашивали натуральными красителями, а мы в современном мире можем заменить их акриловыми красками. Окрашивание, так же как и изготовление будет происходить в два этапа. Первый этап - это нанесение белого фона на игрушку, а второй окончательная разрисовка.

Очень важно покрыть белой краской игрушку как минимум 2-3 раза, не жалейте краски и времени на высыхание. В итоге на такой хорошей белой базе получиться отличный и сочный основной рисунок, а на меньших слоях он будет блёклым. Как следует, просушите игрушку с нанесённым белым фоном на неё.

Не смешивайте цвета друг с другом, в этом стиле все оттенки были натуральные и красивые.

Обезьянка из солёного теста

Для того чтобы слепить что-то необязательно покупать глину. Да и обжечь её не у всех есть возможность. А вот сделать игрушку из соленого теста может каждый.

Для теста потребуется:

  • Мука 200 гр.
  • Соль 1 ст.
  • Вода 4 ст. л.
  • Масло растительное рафинированное 1 ст. л.

Размешиваем как следует муку с солью. Постепенно вольём масло и следом за ним воду. Как следует, вымешиваем, оно не должно прилипать к рукам, но следите за тем, чтобы также не начало крошиться. В том случае, когда крошиться доливаем воду, а если, наоборот, липнет к рукам то муку.

Материалы для обезьянки:

  • Тесто.
  • Нить вязаная 30-40 см.
  • Акриловые краски.
  • Кисти.
  • Маленькие ножницы.
  • Термопистолет.
  • Стека.

Приготовив все материалы можно смело приступить к лепке .

Раскрашивать можно любыми имеющимися у вас под рукой красками. Тело красим коричневым, бантик красный, мордочку и живот жёлтым цветом. Используя клеевой пистолет, прикрепляем все высохшие детали на свои места.

Берём небольшую палочку и обматываем нитками, делаем своеобразную лиану. На неё приклеиваем обезьянку и подвешиваем туда, где она будет постоянно висеть. Если хотите, то приклейте к ней неширокий магнит, и она будет жить на холодильнике.

Петушок из пластилина

Лепить можно не только из глины или теста прекрасный материал, который в дальнейшем, даже не требует никаких окрашиваний и сушки это пластилин. Занимаясь лепкой из пластилина с детьми можно привить любовь к трудовой деятельности. Развить моторику очень важную для речевого восприятия ребёнка. А также не забывайте о творческом процессе и многогранной детской фантазии.

Материалы для лепки:

  • Пластилин .
  • Доска для лепки.
  • Стека.
  • Спички.

Пошаговое описание изготовления игрушки:

Пластилиновый петушок без какой-либо дополнительной обработки готов.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Главная деталь в свистульке из глины — это свисток. Различают три приема размещения свистка в керамической игрушке – свистульке. Первый – когда свисток выполнен непосредственно в теле фигурки (Абашевская, Кожлянская, современные игрушки). Второй – когда свисток вылеплен отдельно, а затем примазан к основной фигуре (Филимоновская, Вырковская игрушки). Третий – когда свисток лепится в виде конкретного образа птицы, а затем соединяется с основной фигурой. (Этот прием используется повсеместно в фигурах, где другие варианты невозможны).

Различными способами изготавливалось и свистковое приспособление. Любой свисток состоит из трех элементов: воздушной камеры, воздушного канала (по которому вдувают воздух) и язычка-рассекателя. Воздушная камера (внутренняя пустота) получается либо вдавливанием в комок глины пальца или «пуансона», либо образуется лепкой из пласта глины (как пельмени). Для пробивания воздушного канала и формирования язычка- рассекателя используют плоские, овальные или полуовальные палочки.

Рассмотрим два основных способа изготовления свисткового приспособления. Первый, мастер располагает воздушный канал в самом туловище игрушки свистульки. Делает он его с помощью инструмента-палочки, напоминающей по форме морковку. Открытый конец камеры мастер «вытягивает», превращая в хвост. Затем ножом ровненько отрезает конец его и палочкой копьевидной формы про- тыкает этот самый хвост несколько сверху вниз так, что она почти выходит наружу под брюшком животного. Это – будущий канал воздушного потока. Потом пальцем он снимает «лишнюю» глину, обнажая конец палочки и тут же проделывает отверстие в воздушную камеру. По устройству свистка похожи на абашевскую игрушку липецкая, курская и калужская». (Рисунок № 1)

Второй способ характерен для филимоновской игрушки: «кусок глины величиной с грецкий орех раскатывается в пластинку и оборачивается вокруг пальца. Конец цилиндра сплющивается так, чтобы получился кувшинчик с толстым донышком. Донышко кувшинчика протыкается тонкой деревянной палочкой «пичужкой» так, чтобы ее кончик упирался в ноготь. Над ногтем делается клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом вырезается глина под прямым углом до кончика ногтя, затем делается второй надрез под острым углом и удаляется подрезанная глина. Края открытой стороны кувшинчика постепенно сдавливают, пока они не соединятся. Из этого выступа лепится голова птицы». (Рисунок № 2)

Инновация современной методики лепки игрушки-свистульки заключается в том, что из целого куска пластичной глины лепится (методом вытягивания) полностью вся фигура, исключая мелкие и выступающие детали. Затем, с помощью специальной петли, выбирается внутренняя полость, причем петлей можно легко выбрать пустоту, повторяющую внешнюю конфигурацию изделия, то есть получать равномерную толщину стенок изделия (от 4 до 6 мм). Равномерная толщина стенок фигурки дает более качественный звук и большую гарантию от растрескивания при последующей сушке и обжиге.

На следующем этапе специальным пробойником пробивается воздушный канал прямоугольного сечения. Он призван формировать вдуваемый в свистульку воздух. Далее на пути воздушного потока примазывается острый выступ -расссекатель. Он представляет из себя пластинку толщиной 2,5-3мм, напомммииннаающую лезвие стамески, то есть с заостренным торцом. По размерам она должна быть больше отверстия, получившегося при выборке полости. Пластинку тщательно примазывают по месту с таким расчетом, чтобы острый торец ее отступал от выходного отверстия воздушного канала на 5-6 мм.

Теперь необходимо добиться максимально качественного звучания. Это достигается оптимальным расположением рассекателя относительно воздушного канала. Поступающий воз- душный поток должен рассекаться пополам – половина воздуха уходит в полость фигурки, половина – наружу. Оптимальное положение устанавливается легки- ми нажатиями пробойником на полость рассекателя, загибая его вовнутрь или приподнимая. Когда вы добьетесь максимально чистого и громкого звука, можно приступить к прокалыванию в стенках фигурки отверстий для пальцев круглой заостренной палочкой (5мм). Закрывая или открывая пальцами эти отверстия, вы легко заметите, что меняется тональность звука. Если вы обладаете музыкальным слухом, вам не составит большого труда настроить инструмент. Изменение тональности звука зависит от месторасположения и размера отверстий. Еще не затвердевшая глина позволяет легко замазывать неудачные отверстия и пробивать новые, то есть поиск идет методом проб и ошибок. Количество пальцевых отверстий может быть от 3-х до 7, это зависит от качества свисткового приспособления, размеров фигурки и пропорций внутренней полости.

Нужно помнить о художественной стороне дела – отверстия на фигурке лучше располагать на тыльной стороне, хотя они могут играть и декоративный характер. Например, на бравом солдатике пальчиковые отверстия могут располагаться на груди – в один или два ряда, в этом случае они гармонично будут имитировать пуговицы. Последний этап работы – примазывание к фигурке мелких и выступающих деталей (носик, глазки, ушки, пуговицы и т.д.) и нанесения стеком или штампиками декоративных линий, вмятин, фактуры. (Рисунок №3, 4, 5).

Необходимый инструмент А теперь подробнее об инструменте. (Рисунок №6). Петля изготавливается из сталистой (пружинной проволоки) диаметром от 0,8 до 1мм; причем один конец у нее прямоугольный, другой – закругленный. Сначала полость в фигурке выбирается прямоугольной петлей, затем в образовавшуюся яму прямоугольной формы вводят закругленную петлю и выбирают глину с боков, добиваясь равномерной толщины стенок изделия.

Другой необходимый инструмент – пробойник. Изготовить его можно на точильном круге из обломка ножовочного полотна. Один конец его прямоугольной формы и слегка заточен (как стамеска), а другой представляет из себя ножик. Воздушный канал свисткового приспособления пробивается прямоугольным концом пробойника. Покачивая пробойник, необходимо добиться высоты воздушного канала в 3 – 4 раза больше, чем толщина пробойника. В идеальном случае воздушный канал на входе имеет высоту 2,5 –З мм, а на выходе 1,2 – 1,5 мм. Он должен быть чистым, без крошек глины и иметь четкие, прямоугольной формы входное и выходное отверстия.

Для начала полезно отработать технологию изготовления и настройки свистульки на простых геометрических формах – цилиндре или параллелепипеде. Приступая к лепке той или иной фигурки, следует продумать, в каком месте будет находиться свистковое приспособление. Например, у рыбки выгодно воздушный канал сделать во рту и, соответственно полость выбирать со стороны брюшка, а у солдатика канал пробивается на тыльной стороне кивера, а полость выбирается со стороны спины. Только после того, как будет отработана технология изготовления свистка на параллелепипеде или цилиндре можно при- ступить к лепке художественных образов.

Следует помнить, что обожженная глина – весьма хрупкий материал. Поэтому игрушка-свистулька не должна иметь тонкие и далеко выступающие детали. Главная особенность скульптуры – объемно-пластическая трехмерная форма, а создается она с помощью лепки. Любые лепные работы выполняются пальцами и ладонями: скатывают бесформенную массу глины, сплющивают, сдавливают, оттягивают, заглаживают объемную форму. При мелкой и аккуратной отделке и декорировании поверхности изделия используют специальные инструменты – самшитовые или буковые стеки и палочки различного профиля. (Рисунок № 7). Стеки и палочки нужны для срезания лишних пластов глины, заравнивания поверхностей, выполнения углублений, работы в местах изгиба формы, нанесения фактуры и т.д.

Рис. Инструменты.

Сегодня всем любителям посвистеть, поиздавать громкие пронзительные звуки и попугать праздно гуляющих, мы расскажем, как сделать свистульку из глины.

Сейчас такие свистульки – большая редкость, не детская игрушка, а настоящая реликвия древности. Первоначально наши предки, которые были язычниками, их совсем иначе воспринимали. Такая свистулька была магическим инструментом для связи с духами. В этом мастер-классе мы будем делать свистульку, но не народную, а авторскую.

Для этого нам нужны:

  • Глина
  • Мисочка с водой
  • Тряпочка
  • Стеки.

Перед началом работы глину нужно растереть, убрать мелкие камни. Чем больше будете разминать глину, тем она станет более пластичной. Теперь разрываем кусочек на части, проверяем, нет ли внутри воздуха. Это очень важно, если есть воздух, он может взорваться при обжиге. Далее соединяем части глины и снова скатываем ровный и аккуратный шарик.

Делим этот шарик на две неравные части. Из большей части начинаем катать шарик, меньшая часть нам пока не нужна. Сложите руки воронкой и продолжайте катать. Шарик должен стать похожим на грушу. Из этой груши вытяните хвостики головку будущей птички. На ее голове формируйте клюв.

Сделайте основание фигурки более плоской, что бы она ровно стояла. Для этого постучите основанием по столу. При помощи стека приоткройте птице клювик.
Стеком скоблим маленький кусочек запасной глины. Должно получиться что-то на подобии кудрявой шевелюры.

Этот парик можете приклеить на воду или на жидкую глину. Никакой клей не используйте для закрепления. Теперь делаем глазки. Для этого отщипываем небольшой кусочек. Скатываем шарик, потом колбаску и разделяем ее на две ровные части. Эти шарики придавливаем пальцами, чтобы они стали лепешками.

Теперь можно приклеить с помощью жидкой глины или воды. Можно также их прижать черенком от кисточки, так и надежнее держать будет, и зрачок получится хороший.

Теперь нашу запасную глину опять делим на две части. Из каждой скатываем шарик и сжимаем его пальцами. Должна получиться форма лепешки-листика. Это будут крылья птички, и мы прикладываем их к бокам птички. Приклеиваем, также можно в некоторых местах придавить стеком и нарисовать перышки. Все рисунки можете делать, например, черенком кисточки. Можно также добавить бантик птичке.

Первый этап мы закончили – птичка готова. Теперь она должна зазвучать!

Чтобы она запела, нам будут нужны две волшебные палочки. Протыкаем тело птички черенком кисточки по направлению к голове. Делаем отверстие как можно глубже, но не насквозь. Далее стеком протыкаем хвост птицы по направлению к выходу первого отверстия. Дырочки должны быть очень аккуратно сделаны, следите, под каким углом они были сделаны на рисунке. Вычистите отверстие и попробуйте свиснуть.

Loading...Loading...