Каргопольские игрушки. Каргопольская глиняная игрушка Составитель Большаков С.В

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Каргопольская глиняная игрушка Составила Яковлева Е.М.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах.

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 3 тыс. до н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 - 13 века, ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель.

Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в. Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости, в окрестностях села Печниково. В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара, из них 30 человек в деревнях Гринево, Олеховская, Огнево и Ананьино. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Делали посуду разных размеров, форм. Из остатков глины " стряпали " величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особо любимых детворой. Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках, развозили по ближайшим деревням, продавали их и в Каргополе.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной (1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск). Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность, движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Деревенская тема в игрушке осталась главной.

С И М В О Л Ы Берегиня - это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву "Буки" алфавита. Руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

"Медведь" - знак Плодородия У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке

"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве.

" Полкан " - знак Солнца Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко. Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".

" Тяни-толкай" Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.

СУВЕНИР В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни". Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники. Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный "Музей семьи Шевелевых". В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров. Также Каргопольская глиняная игрушка выставляется и в Русском музее.



Село Гринёво

Архангельской области




Издавна в Торопове, Гринёве, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах.

Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети.

Каргопольская посуда пользовалась большим спросом её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу.




Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.

Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево:

Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки

и Ульяне Ивановне Бабкиной (1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.


Из остатков глины мастера лепили игрушки.

Глиняные лошадки, фигурки людей и животных

стоили не дорого и лепили их скорее в соё удовольствие


Земля для крестьянина была словно живое существо. Она "засыпала" на зиму и "присыпалась" от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской


Медведь" - знак Плодородия У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый "хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке: Поляночкой, Идет медведь с тальяночкой, Он идет, гармошку рвет, Баскую песенку поет - пела про него У.И. Бабкина


Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога "красна-золота" и освещал он ими все вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца



Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника - на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе - а на других он уже прильнул к светлому коню.

Презентация на тему: Каргопольская игрушка Автор Мамаева марина Валерьевна учитель ИЗО моу сош№1 г.тверь

Возникновение промысла

Особенности производства

Современная каргопольская игрушка

Использование форм и сюжетов

Возникновение промысла

  • Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Современный Каргополь

Каргопольская посуда

Особенности производства

  • Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом , своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века . Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью . В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

Каргопольские игрушки на одной из улиц нашей столицы.

Современная каргопольская игрушка

  • 1) Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы И. В. и Е. А. Дружининых, работавших в 1930-х -1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью , сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб . В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.
  • 2) Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой , избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан -полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс ) с окладистой бородой, при орденах и эполетах . Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин , конь о двух головах.

Один из видов каргопольской игрушки

Каргопольские игрушки в музее

Использование форм и сюжетов игрушки

  • Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции - тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.
  • В 1970-х годах А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».

На Каргопольской улице…

Полкан – главный персонаж из всех каргопольских игрушек

Продолжение…

Мастера

  • Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Каргопольский промысел всегда был семейным - у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры ». В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.

«Русская тряпичная кукла» - Крестец. Достаток в семье. Традиционная русская тряпичная кукла. Почему у народной куклы нет лица. Куватки. Пеленашка. Лихоманки. Кукла. Обрядовые куклы. Народная кукла. Куклы-обереги. Семейка. Девочки. Русская тряпичная кукла.

«Дымковская игрушка детям» - Каргопольские игрушки. Абашевские мастера. Промысел игрушки. Форма абашевской фигурки. Каргопольская игрушка. Образ Полкана. Мастера Каргополя. Продолговатая форма. Почему гончарную слободу назвали Дымковской. Абашевская игрушка. Орнаменты. Твои игрушки. Какими орнаментами украшают игрушки. Виды игрушек.

«Русская народная игрушка» - Рисование «Игрушки из Полхов-Майдана». Роспись «Филимоновский петушок». Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование «Семья семёновских матрешек». Лепка «Дымковская уточка». Народная игрушка всегда была связана с семейными традициями. «Играй, играй, да дело знай». Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре.

«Роспись матрёшки» - Полхов Мойдановская матрешка. Сергиево Посадская матрешка. Вятская матрешка. Работа над эскизом. Подмалевок. Жители Вятки. Истоки росписи. Работы. Эскизы на изделии. Эскизы. Матрешка. Семеновская матрешка. Российский сувенир. Веселый хоровод. Полховская матрёшка. Сергий Радонежский.

«Богородская игрушка» - В XV веке богомольцы привозили из лавры лошадок, девушек в кокошниках. Предание. Матрешки в Сергиевом Посаде очень разные. Мастера нашего времени. Богородские игрушки. Сюжеты богородской деревянной игрушки. Богородские крестьяне. Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Село Богородское.

«Изготовление дымковской игрушки» - Расписывали яркими красками. Замачивали красную глину, добавляя речной песок, тщательно перемешивали. Лепили фигурки только женщины. Декоративно-прикладное искусство. Просохшие фигурки ставили в печь для обжига. Отсюда и пошло название «дымковская игрушка». Технология изготовления игрушек. Индюк. Дымковская игрушка.

Всего в теме 30 презентаций

КАРГОПОЛЬЕ Каргополь

  • Город Каргополь, один из древнейших городов русского Севера, известен с XII в. Каргополье - самобытный очаг культуры, сложившийся в сложных условиях взаимоотношений финно-угорских и славянских племён, политического и экономического влияния Новгорода и Москвы, взаимного проникновения язычества и христианства.
Каргопольский район
  • Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.
  • Жизнь здесь, в далекой северной провинции, по своему укладу всегда отличалась от жизни среднерусских городов большей основательностью и большей свободой. И еще, пожалуй, более тесным единением с природой. Духовная связь с матерью-землей, характерная для крестьянина, здесь, на суровом русском Cевере, проявилась во всей своей силе.
Герб
  • Центр современного района - город Каргополь, один из древнейших городов русского Севера, известен с XII в. По одной из версий изображение барана в огне символизирует связь с языческим обрядом жертвоприношения барана, что было широко распространено на Русском Севере. В некоторых приходах Каргопольского уезда существовало «баранье воскресенье», во время которого крестьяне закалывали барана и приносили в жертву Илье-пророку. Видимо, этот ритуал и был положен в основу герба 1781 г.
  • Серебро - символ мудрости, чистоты, веры.
  • Золото - это знак земного и небесного величия. Означает христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение, и мирские качества: могущество, знатность, постоянство, богатство.
  • Лазурь - символ истины, чести и добродетели, чистого неба и водных просторов.
  • Костёр - символ тепла, активности, домашнего очага.
  • Красный цвет - символ мужества, жизни, праздника, красоты.
Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области, потому она и называется «каргопольская». Тем не менее, настоящей родиной этой глиняной игрушки являются деревни вокруг Каргополя. Именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины.
  • Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области, потому она и называется «каргопольская». Тем не менее, настоящей родиной этой глиняной игрушки являются деревни вокруг Каргополя. Именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка Соборная площадь

  • Соборная площадь (или Новый Торг) - главная площадь города. На площади стоит Христовоздвиженский собор середины XVI века. Это древнейший храм Каргополя и один из самых древних храмов всего Русского Севера. Собор выглядит приземистым, так как за время своего существования он врос в землю почти на половину этажа. Колокольня собора стоит не рядом с ним, а посредине площади. Крест ее был ориентирован не по сторонам света, а так, чтобы его было лучше всего видно с дороги. Легенда гласит, что ее построили так потому, что в Каргополь хотела приехать Екатерина II, и колокольня должна была "встречать" императрицу. Более прозаический вариант этой истории другой: неправильное расположение креста было связано с перепланировкой города после пожара.
Каргопольский музей
  • Каргопольский музей создан в 1919 г. на основе частной коллекции мещанина К.Г. Колпакова. В составе музея 15 памятников архитектуры, из них - 11 федерального значения, расположенных в городе и его окрестностях. Среди них шедевры каменного и деревянного зодчества XVI-XVIII вв. Экспозиции музея размещены в белокаменных храмах. Гордость музея - коллекции икон и церковной скульптуры, народного костюма и вышивки, росписи по дереву, женских головных уборов.
Праздник народных мастеров
  • Днём города в Каргополе традиционно считается Праздник народных мастеров России. Когда-то он был задуман как разовое мероприятие к 845-ой годовщине Каргополя, но живет уже более 20 лет. Праздник привлекает в город творческих людей со всей России – от южного Волгограда до сибирского Иркутска, и конечно же, многочисленных туристов. В Праздник народных мастеров в Каргополе встречаются мастера разных уровней, рангов, возрастов, направлений, искусствоведы, художники, они учатся, общаются, показывают на многочисленных выставках свои изделия, знакомятся с богатыми фондами и коллекциями Каргопольского музея-заповедника.
Кенозерский национальный парк
  • Территория парка представляет собой природный и историко-культурный комплекс, расположенный в юго-западной части Архангельской области в каргопольском районе. В 2004 году Кенозерский национальный парк получил статус биосферного и был включён в Список Биосферных Резерватов ЮНЕСКО. В России осталось исключительно мало территорий, где культурное и природное наследие сохранилось бы наиболее полно и многогранно. Одной из таких территорий является Кенозерский национальный парк, один из последних островков исконно русского жизненного уклада, культуры, традиций, сохранивший богатство и чистоту своего внутреннего мира, обращенного к истокам.
Село Ошевенск
  • Ошевенск состоит из Погоста, Ширяихи, Низа, Большого и Малого Халуев, Гари. И называется по монастырю, который, в свою очередь, называется по прозвищу отца его основателя Александра Ошевенского.
Село Лядины
  • Ансамбль в селе Лядины сложился, как минум за сто лет до постройки существующей шатровой Покровско-Власьевской церкви в 1761 году. Эта церковь имеет традиционные на русском севере формы: восьмерик на четверике, завершаясь шатровой крышей. Церковь двухтажная: нижний этаж - теплый, верхний - летний. Девятиглавая красавица-церковь Богоявления построена в конце XVIII века, возможно в 1793 году. Как и Покровско-Власьевская церковь, имеет форму восьмерик на четверике, завершаясь традиционным русским пятиглавием. Еще четыре главки расположены по углам четверика. Колокольня также принадлежит к постройке конца XVIII века. Высокий восьмерик на низком четверике рублен в "лапу".
деревня лекшмозеро
  • Морщихинская (прежнее название – Лекшмозеро) – одна из трех деревень на Лекшмозере, самая большая. Здесь контора Каргопольского сектора Кенозерского национального парка, гостиница и частные дома, сдаваемые под жилье туристам, большая школа, магазины со всем необходимым. Здесь прекрасное широкое Лекшмозеро. Здесь связь с остальным миром по телефону и по телевизору. Было время, когда в Морщихинской садился АН-2 по пути Петрозаводск-Каргополь. Т.е. жизнь здесь всегда била ключом.
Озеро ЛАче
  • Озеро Лаче, лежащее на южной оконечности Каргопольскаго уезда, близь границы Новгородской губернии, есть самое большое из всех озер, в нем находящихся. Оно занимает площадь в 9,3 кв. м. или около 451,9 кв. в. Длина его от С. к Ю. до 40 верст, ширина до 15 в., глубина от 1½ до 2½ саж. Островов на озере нет.
Спасибо за внимание
Loading...Loading...