Кто такой экспедитор? Кто такие экспедиторы и чем они занимаются? Экспедитор является.

ЭКСПЕДИТОР ЭКСПЕДИТОР - 1) сторона договора транспортной экспедиции; 2) работник предприятия, который получает грузы, сопровождает при перевозке, сдает, оформляет товарораспорядительные документы . Э., кроме того, осуществляет: упаковку, маркировку, хранение , таможенные операции и др.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЭКСПЕДИТОР" в других словарях:

    - (фр. expediteur). 1) лицо, отправляющее товары по месту их назначения, также лицо, берущее на себя перевозку товаров. 2) чиновник, заведующий отправкой чего либо, напр. почтовой корреспонденции. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (forwarding agent, shipping and forwarding agent) Фирма, специализирующаяся на обработке грузов, транспортируемых морским, воздушным, железнодорожным или автомобильным транспортом (особенно во внешнеторговых операциях). Фирма экспедитор… … Словарь бизнес-терминов

    Сторона в договоре экспедиции. работник предприятия или организации, осуществляющий в соответствии с трудовым договором получение грузов, их сопровождение при перевозке, сдачу, оформление товаро распорядительных документов. Словарь финансовых… … Финансовый словарь

    Перевозчик; агент Словарь русских синонимов. экспедитор сущ., кол во синонимов: 2 агент (57) … Словарь синонимов

    экспедитор - экспедитор: Сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых перевозках. (ГОСТ Р 51006 96, статья 13) Источник: ГОСТ Р 52297 2004: Услуги транспортно экспедиторские. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Работник предприятия, получающий, сопровождающий, сдающий его грузы, товары, оформляющий транспортные документы при отправке и получении грузов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр.… … Экономический словарь

    ЭКСПЕДИТОР, экспедитора, муж. 1. Тот, кто экспедирует кого что нибудь, распоряжается экспедицией кого чего нибудь (офиц., торг.). 2. Начальник отделения в некоторых правительственных учреждениях (дорев.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    ЭКСПЕДИТОР, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Экспедитор - лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно экспедиционных услуг;... Источник: Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 Об утверждении Правил транспортно экспедиционной… … Официальная терминология

    экспедитор - Сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых перевозках. [ГОСТ Р 51006 96] [ГОСТ Р 52297 2004] Тематики услуги транспортно экспедиторскиеуслуги транспортные … Справочник технического переводчика

Книги

  • Экспедитор , Афанасьев Александр. Страшно потерять близких, но еще страшнее, когда они… возвращаются! Привычный мир рухнул в один миг. Человечество поразила неведомая эпидемия. Последствия ее оказались ужасны. Полчища…

Только на первый взгляд кажется простой задачей. В сущности, та её часть, которая заключается в собственно перевозке товара к месту назначения, действительно структурно проста. Но, помимо этого, существует и логистическая составляющая, охватывающая целый комплекс различных задач, которые могут и не иметь ничего общего с перевозкой, но без которых процесс доставки груза был бы невозможен или крайне затруднён. Решением этих задач занимаются экспедиторы – полноправные участники транспортной цепочки.

В чем суть работы экспедитора.

В переводе с латинского слово «expedire» означает «сопровождение», что достаточно точно и ёмко обозначает сущность этой профессии. Ну, а если выражаться деловым языком, то экспедитором можно назвать юридическое лицо, осуществляющее за определённое вознаграждение контроль за и выполнение всех задач, связанных с этим процессом, включая экспедирование, страхование груза, его хранение или перевалку. Заказчиком работ может выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель.

Не следует смешивать понятия «грузоперевозчик» и «экспедитор» – экспедиторская компания в большинстве случаев не имеет собственного парка транспортных средств и для выполнения транспортировочных операций арендует подвижный состав у компаний, специализирующихся на грузоперевозках. В принципе, если сравнивать экспедиторскую фирму с транспортной, то одно из основных отличий будет заключаться в мере ответственности. Перевозчик отвечает только за доставку груза в пределах своего участка маршрута, экспедитор же несёт ответственность за доставку партии товара в соответствии с принципом «от двери до двери», то есть на всех этапах перемещения груза.

Формирование логистической цепочки – достаточно сложная задача: неслучайно в прикладной математике существует соответствующая дисциплина, занимающаяся разработкой оптимальных маршрутов. Экспедитору в этом плане сложнее, поскольку оптимальность в данном случае предполагает не только уменьшение общего километража, что само по себе важно, но и учёт факторов, влияющих на безопасность маршрута, создание комфортных условий для водителя, уменьшения простоев в пути и т.д. Кроме того, именно на плечи экспедитора ложится выбор оптимальных технологий и . Он отвечает и за максимальную загрузку транспортного средства, в его обязанности входит и множество других задач.


В настоящее время, согласно отчётам независимых исследовательских компаний, в сфере международных перевозок экспедиторские компании контролируют примерно 75-80% рынка. Крупная экспедиторская компания имеет возможность оптимизировать грузовые перевозки, исключая такие негативные моменты, как большие скопления грузов в крупных транспортных узлах, снижение стоимости грузоперевозок за счёт перераспределения транспортных потоков между разными видами транспорта, учёт сезонных особенностей, влияющих на тарифную составляющую.

Поскольку в последнее время всё большее значение приобретают мультимодальные грузоперевозки, предполагающие применение различного транспорта, то на первый план выходят задачи, связанные с перевалкой товаров и их растаможиванием. Все они также выполняются экспедиторской компанией, которая должна соблюдать установленные в договоре сроки и уметь ориентироваться во временных особенностях перемещения груза разными видами транспорта. Часть обязанностей профессии указана в должностной инструкции (ДИ) экспедитора по перевозке (транспортировке) грузов, но следует учесть, что данный документ не имеет утверждённой формы, а в сети представлена типовая инструкция, в которую могут вноситься изменения и дополнения.

Требования к квалификации

Как указано в ДИ, экспедитор грузоперевозок должен обладать начальным профессиональным/средним образованием с прохождением специальной подготовки по данной профессии, при этом требования к наличию стажа работы не предъявляются. Если обратиться к Справочнику профессий (раздел квалификационных характеристик), то транспортный экспедитор доложен иметь базовое (среднее профессиональное/неполное высшее) образование по специальности «логистика» или «транспортное хозяйство». Профессия предполагает знание делопроизводства на базовом уровне, обладание навыками обработки корреспонденции независимо от способов её получения. Экспедитору нужно знать и помнить адреса постоянных корреспондентов, в его обязанности входит изучение структуры экспедиторского предприятия.


Однако на практике работодатели руководствуются отнюдь не наличием диплома, а конкретными навыками соискателя, касающимися знания конкретного города, опыта вождения, способности планировать следования перевозимого товара, умения в сфере техобслуживания транспортных средств. Если выражаться более доступными терминами, экспедитора можно назвать штурманом, который сидит в машине справа от водителя, выполняя сугубо штурманские обязанности, связанные с сопровождением товара и составлением оптимального пути движения. Однако наличие солидного водительского стажа становится в последнее время значительным преимуществом – экспедитор, который может в случае необходимости быть водителем, ценится гораздо больше.

Что же касается международных перевозок, здесь квалификационные требования намного выше – без образования соответствующего направления и подготовки на уровне бакалавра не обойтись. Экспедитор международного уровня обязан изучить основы таможенного права, знать основные положения страховой деятельности, обладать профессиональными навыками работы с документами, знать и уметь применять на практике основы транспортной логистики. Впрочем, обладание логистическими навыками будет нелишним и в случае работы на внутренних маршрутах, хотя крупные экспедиторские компании обычно имеют в штате специалистов по логистике. Соответствующее образование можно получить как в высших учебных заведениях, специализирующихся на транспорте, так и посредством посещения учебных программ, тренингов и семинаров, на которых рассматриваются вопросы, имеющие отношение к логистической тематике.

Обучаясь на стационаре, будущие экспедиторы изучают правоведение на базовом уровне, основы законодательства РФ (гражданского, транспортного, трудового), но особое внимание уделяется изучению правил и норм, касающихся собственно грузоперевозок, госрегулированию хозяйственной деятельности на автотранспорте, способов и методов организации грузоперевозок. Много внимания уделяется ознакомлению с транспортной системой крупных мегаполисов.

Посещение семинаров позволяет быть в курсе последних новшеств в сфере экспедирования, заводить нужные для работы связи, получать практические навыки по организации трудовой деятельности, связанной с экспедированием грузов.

Общие положения

Экспедитор по грузоперевозкам – должность, относящаяся к категории работников сферы технических исполнителей. Приём на работу в экспедиторскую компанию осуществляется по приказу руководителя, он же имеет право уволить работника. Экспедитор в своей повседневной деятельности руководствуется следующими документами:

  • правилами трудового распорядка, утверждёнными администрацией экспедиторской компании;
  • нормативными документами, касающимися экспедиторской деятельности;
  • уставом экспедиторской фирмы;
  • соответствующими методическими инструкциями/руководствами;
  • приказами/распоряжениями начальства (непосредственного руководителя, а также главы компании);
  • должностной инструкцией транспортного экспедитора.

Экспедитор по грузоперевозкам должен профессионально ориентироваться в следующих вопросах:

  • порядке приёма/сдачи перевозимых товаров;
  • организации и контроле за выполнением погрузочных/разгрузочных мероприятий;
  • условиях осуществления хранения, перевалки или перевозки экспедируемых товаров;
  • нормативах простоев при выполнении погрузочно-разгрузочных операций для всех типов транспортных средств;
  • основах организации труда, включая соответствующее законодательство;


Экспедитор должен:

  • знать адреса и реквизиты основных поставщиков, являющихся клиентами компании, а также адреса основных складов клиентов;
  • знать основные маршруты транспортировки грузов;
  • придерживаться правил внутреннего распорядка экспедиторской компании;
  • в совершенстве знать , используемых при оформлении грузов;
  • знать нормы и правила ОТ/пожарной безопасности.

Обязанности транспортного экспедитора в случае отсутствия штатного работника возлагаются на заместителя, назначаемого администрацией экспедиторской компании. Именно на него возлагается ответственность за неисполнение штатных обязанностей транспортного экспедитора, включая ответственность за просрочку доставки груза, его порчу или хищение.


Согласно утверждённой в экспедиторской компании ДИ, в обязанности транспортного экспедитора входит выполнение следующих функций:

  • приём товара со складов грузоотправителя, сверка количественных показателей с накладными и сопроводительными документами;
  • контроль за надлежащим санитарным состоянием автотранспортных средств, используемых для транспортировки груза;
  • проверка целостности товара, составление акта в случае выявления подобных нарушений;
  • проверка наличия такелажного инструмента и приспособлений, обеспечивающих безопасную транспортировку товара;
  • контроль за правильностью и соблюдением мер безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, при укладке грузов на транспортное средство;
  • сопровождение перевозимого товара на всём протяжении маршрута до конечного пункта, обеспечение его сохранности во время транспортировки;
  • обеспечение надлежащего режима хранения товара при остановках, перевалке груза, при ожидании разгрузочных работ;
  • сдача доставленного товара грузополучателю, оформление приемо-сдаточных актов;
  • при выявлении недостачи или порчи части доставленного товара – участие в составлении/оформлении соответствующих актов;
  • участие в организации условий, обеспечивающих безаварийную доставку товара, при необходимости – ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий с участием ТС, занимающихся грузоперевозками в рамках договора с экспедиторской компанией. В случае наличия пострадавших в ДТП принятие мер по оказанию неотложной медицинской помощи, вызов представителей дорожно-транспортной полиции, аварийной службы, кареты скорой помощи;
  • оказание помощи заказчику в деле обеспечения максимально комфортных и безопасных условий трудовой деятельности водителей, незамедлительное информирование руководства о случаях нарушениях трудовой дисциплины, при возникновении производственных травм, в случае заболевания участников грузоперевозок, при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, потенциально или реально угрожающих здоровью участникам грузоперевозок.

Кроме того, понятие экспедирования предполагает участие представителей экспедиторской компании в оформлении всех документов, требуемых для обеспечения организации грузоперевозок, включая складскую, таможенную/налоговую, страховую, транспортную документацию, а также документы, требуемые при перегрузке, перевозке, перевалке, проведении погрузочно-разгрузочных мероприятий.


Поскольку основная задача экспедитора – своевременная доставка товара без потерь к месту назначения, определённому в соответствии с установленным маршрутом, в круг штатных обязанностей данной профессии могут входить и другие услуги, предоставляемые нанимателю:

  • выполнение анализа заявки заказчика в части определения наилучших условий перевозки товара;
  • оказание консультационных/информационных услуг;
  • таможенная очистка партии товара;
  • оказание помощи при прохождении фитосанитарного (карантинного) контроля в случае перевозки соответствующих грузов;
  • оказание помощи в решение вопросов, связанных с фискальными органами;
  • декларирование груза;
  • разработка оптимального маршрута и схемы использования транспортных средств доставки для быстрейшей доставки перевозимого товара к месту назначения;
  • определение сроков выполнения перевозок;
  • решение вопросов по страхованию части или всей партии товара;
  • выполнение мероприятий по информационному сопровождению грузоперевозок;
  • формирование условий, порядка оплаты и тарифных ставок;
  • оказание помощи в складировании товара.

Оказание консультативных услуг предполагает оказание помощи заказчикам в решении таких стратегически важных вопросов, как минимизация таможенных и налоговых платежей, сокращение других околотранспортных издержек


Кроме обязанностей, у экспедитора по грузоперевозкам имеется и весомый пакет прав, включающий следующие возможности:

  • ознакомление с проектами решений администрации и руководства компании, касающихся любых аспектов его деятельности;
  • внесение на рассмотрение компетентными структурами экспедиторской компании предложений, касающихся усовершенствования и оптимизации работ, имеющих отношение к выполнению работником штатных должностных обязанностей (ДО);
  • своевременное получение в полном объёме документов, данных и информации, требуемой в рамках выполнения экспедиторских ДО от руководителей отделов, подразделений и профильных специалистов;
  • привлечение к работе в рамках выполнения должностных экспедиторских обязанностей специалистов отделов и подразделений компании (если это входит в компетенцию специалиста в рамках действующих положений и документов о структурных подразделениях экспедиторской компании, если нет – с составлением письменного ходатайства с разрешения главы компании);
  • требование от администрации и руководства компании принятия мер по оказанию содействия экспедитору в рамках выполнения должностных инструкций водителя-экспедитора по перевозке (транспортировке) грузов;
  • принятие участия во всех мероприятиях, связанных с принятием решений в сфере охраны труда (включая конференции, собрания и заседания трудового коллектива, организуемые профсоюзными организациями или представителями ТК).


Являясь ответственным лицом в рамках своей компетенции, экспедитор несёт ответственность:

  • за неисполнение штатных обязанностей, сформированных в ДИ (в рамках действующего КзоТ РФ);
  • за любые правонарушения, совершённые в процессе выполнения экспедиторских обязанностей (в рамках нормативных актов, определённых в гражданском/административном, транспортном или уголовном законодательстве РФ);
  • за несоблюдение (соблюдение в ненадлежащем порядке) требований и нормативов по противопожарной безопасности, ТБ, ОТ, промышленной санитарии (в рамках действующих правовых/нормативных актов РФ);
  • за причинение заказчику услуг или экспедиторской компании материального ущерба (в рамках нормативных актов, определённых в гражданском, административном или уголовном законодательстве РФ).


Контроль и оценку работу транспортного экспедитора выполняет непосредственный руководитель работника (в случае его отсутствия – уполномоченное администрацией экспедиторской компании должностное лицо).

Если вы впервые нуждаетесь в перевозках, и речь идет о товаре, а не о личной посылке, вам будет непросто выбрать транспортную компанию. Под «транспортной» понимают все компании, так или иначе связанные с перевозкой: от курьерской службы до ОАО «РЖД». И дело не только в способах доставки, которые вам предлагают, но и в спектре услуг. «Аэрофлотом» не перевезти три тонны щебня по железной дороге, а «РЖД» ничем не поможет с доставкой за океан.

В транспортной сфере существуют два понятия: «перевозчик» и «экспедитор». Перевозчик занимается только доставкой, экспедитор — организацией этой доставки.

Кто такой экспедитор?

Представьте себе ситуацию. Вы закупили в Китае 100 мопедов и хотите торговать ими под Москвой. Вы можете приехать лично в Китай, найти судно, перевезти на нем мопеды до Владивостока (предварительно наняв грузовики для доставки в порт), а там, договорившись с РЖД, погрузить их на ж/д платформу и отправить к Москве. Еще вам придется нанять несколько машин, чтобы перевезти товар из порта к станции, а затем, по прибытии, от станции — к складу. Итого вам придется найти пятерых перевозчиков: трех — работающих на грузовых автомобилях, одного — с поездами, одного — с морским судном.

Все это долго, трудно, да и не всегда возможно (крупные перевозчики редко идут на контакт с частниками). Вам придется искать лучшую компанию, договариваться, согласовывать условия, заботится о мелочах: хранении товара, его растаможке, погрузке-разгрузке. И если случай разрушит вашу схему, вы потратите намного больше времени и сил, чтобы все решить. Речь не столько о форс-мажорах, сколько о ошибке в документах, потерянном чеке и тому подобных мелочах.

Экспедиторы работают, чтобы решить все проблемы клиента с перевозкой. Вы находите компанию, говорите, откуда и куда, что и когда нужно перевезти, оплачиваете услуги и подписываете договор. В указанное время вы получаете товар. Экспедитор организует доставку, берет на себя промежуточные этапы транспортировки, разгрузку и погрузку, хранение и охрану груза. Он оперативно переоформляет документы (не без вашей помощи) и находит другой транспорт, если с первым возникли проблемы. По сути, это организатор доставки, посредник, который берет комиссию, но решает все вопросы за клиента.

Чем экспедитор отличается от перевозчика?

Экспедитор — организатор доставки. Перевозчик — исполнитель. Экспедиторская компания может иметь один офис и сайт. Этого достаточно, чтобы согласовать все нюансы доставки и организовать транспортировку. Перевозчик имеет автопарк, содержит железнодорожные составы, владеет суднами или самолетами. Многие перевозчики — это крупные компании, которые работают только с юридическими лицами и оптовыми партиями. Из мелких — только те, что занимаются автомобильными перевозками.

Перевозчик не занимается мультимодальной доставкой: как правило, в его распоряжении только один тип транспорта и несколько направлений, по которым курсируют автомобили, суда или поезда.

С юридической стороны деятельность перевозчиков регламентируют разные законы: все зависит от типа транспорта. Свои правила и требования существуют для морской, воздушной, железнодорожной и автомобильной перевозки.

С экспедитором ситуация чуть проще. Все экспедиторы руководствуются ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Соответственно, их работа понятнее и прозрачнее для клиента: ему не нужно изучать много законов, кодексов и подзаконных актов, чтобы организовать поездку без проблем для себя.

Экспедитор или перевозчик?

Универсальных ответов нет. Экспедиторы, которые часто упрощают доставку для владельца груза, в некоторых случаях становятся препятствием и только усложняют дело. С другой стороны, самостоятельная организация без опыта и навыков для частника становится неразрешимой задачей.

Выбирая между перевозчиком и экспедитором, учитывайте сложность своей ситуации и тип груза. В частности:

  • Если вам нужно доставить груз на небольшое расстояние, лучше перевозчик . Просто наймите машину — она доедет до пункта назначения без перегрузки.
  • Если речь идет о дальней международной (или межрегиональной) транспортировке, обратитесь к экспедитору . Он поможет подобрать лучшую схему доставки и лучший маршрут.
  • Если между пунктом назначения и отправления идет большой и интенсивный грузопоток, а у вас есть свободное время, можете рискнуть и выбрать перевозчика . Вполне возможно, что груз доставят не к вашему складу, а один из логистических центров, откуда его придется забрать самостоятельно. Тем не менее, вы сэкономите деньги.
  • Если вы доставляете грузы из Китая, США, Японии и других стран, удаленных от европейской части России, идеальный вариант — экспедитор . Он организует мультимодальную доставку.
  • Если вы перевозите опасные, хрупкие, крупногабаритные, ценные грузы, лучше обратиться к экспедитору . Он быстрее найдет машину.

Как видите, однозначного решения не существует. Вы можете почитать о доставке по интересующему вас направлению, поискать компании и сделать выбор.

Какими способами можно доставить груз из одного города в другой? Он может быть доставлен по воздуху, по морю и по автомобильной дороге. Однако доставка груза по воздуху может оказаться очень дорогой, по морю - слишком долгой, а автомобильная доставка - рискованной. На каком же маршруте остановиться и как сделать правильный выбор? В это вопросе поможет опытный экспедитор.

Сначала рассмотрим, кто такой экспедитор .

Проще говоря, экспедирование – это, по сути, организация грузоперевозок. Многие полагают, экспедиторы - это люди, сопровождающие груз. Однако это не верно. Если человек только сопровождает груз, то это скорее курьер, а не экспедитор. Также есть такая специализация как экспедитор-торговый представитель, который занимается доставкой груза в конкретные точки. Торговый представитель, как правило, имеет договор с несколькими фирмами и реализует их товар. Специалист, который сам организует и проводит транспортировку груза, называется экспедитором-перевозчиком.

В этой статье рассмотрим вопросы о транспорт но экспедиционных компаниях, то есть об организациях, доставляющий грузы из точки А в точку Б, на каком бы расстоянии они не находились.

Работники экспедиционных компаний являются специалистами широкого профиля. В их распоряжении либо собственный автопарк, либо договоренность с несколькими транспортными компаниями. Экспедиторы ориентируются в положительных и отрицательных сторонах грузоперевозок разными видами транспортами. И перевозки планируются исходя из этого. И все-таки что же делает экспедитор? Выбирает наиболее оптимальный вид транспортного средства.

На сегодня довольно большой популярностью пользуются мультимодальные перевозки, которые предполагают использовать разные виды транспорта. К примеру, сначала груз отправляется по морю, затем по железной дороге. И как раз работа по растамаживанию груза, поиску подходящих грузовых вагонов и организации перевалки груза на поезд должна выполняться экспедитором. При этом должны быть соблюдены сроки перевозки. Экспедитор ориентируется во временных рамках перевозки груза разными видами транспорта по разным маршрутам. Поэтому он может оптимально распланировать передвижение груза.

Одной из самых важных обязанностей экспедитора является контролирование состояния груза. Пока груз находится в пути, за него несет ответственность транспортно-экспедиционная компания. И если с ним что-либо случиться, то спрашивать заказчик будет именно с компании. Транспортно-экспедиционная компания заинтересована в том, чтобы доставить груз в назначенное место в целости и сохранности. Поэтому и страхование, разгрузку и погрузку груза также осуществляет экспедиционная фирма.

Вы можете отслеживать местонахождение своего груза, экспедиционная компания предоставляет эту информацию клиентам. Вы всегда будете в курсе, где и в каком состоянии находится ваш груз.

Кроме организации и контроля над перевозкой груза, экспедитор оформляет все сопроводительные документы. Накладные, путевые листы и многие другие документы ложатся на плечи сотрудников компании-перевозчика, которые компетентны в вопросах налогового и нормативного законодательства. Документацией для таможни занимаются специалисты, ориентирующиеся в юридическом оформлении внешнеэкономической деятельности. И если в каком-либо документе будет допущена ошибка, исправлять ее будет экспедитор. Это также является экспедитора обязанностями. И благодаря опытности и профессионализму, экспедитор сможет сделать это так, что эти моменты не отразятся на перевозке груза ни коим образом. Поэтому все эти документы должны оформляться только специалистами, иначе вы рискуете понести убытки.

Отличительными чертами хорошей экспедиционной компании является не только оперативная доставка груза из одной точки в другую. Лидирующие компании на рыке грузоперевозок всегда изучают существующую среду и делают соответствующие выводы. Экспедиторы могут помочь клиентам в решении стратегических вопросов. К примеру, клиент желает какими-либо путями снизить таможенные платежи. И экспедиционная компания сделает анализ всех возможных способов сократить издержки и выберет наиболее оптимальный, который будет устраивать и заказчика, и компанию. И сделать это под силу только опытному экспедитору.

Подведем итоги

Итак, что же входит в экспедиторские должностные обязанности :

  • выбор наиболее оптимального маршрута и способа перевозки груза;
  • поиск и фрахтование транспортных средств;
  • обеспечение своевременной подачи транспортного средства на место погрузки и разгрузки груза;
  • оформление документации, сопровождающей товар, и таможенных документов;
  • погрузка, разгрузка, дробление, консолидация и хранение грузов;
  • занимаются оформлением согласований для перевозок опасных и малогабаритных грузов и их сопровождение;
  • полностью контролируют перевозку груза.
Экспедитор должен четко соблюдать должностную инструкцию. Ознакомиться с ней можно, вбив в поиск: «экспедитор должностная инструкция».

Собственно, почему же является выгодным обратиться к экспедитору? Ведь он по сути является посредником в международных грузоперевозках. В большинстве случаев экспедиторы имеют договоренности с разными компаниями-перевозчиками и заказчиками. Это дает возможность оптимизировать транспортный процесс. При этом предпринимаются все усилия во избежание невыгодных для перевозчиков пробегов вхолостую или простоев транспортных средств. У экспедитора имеется большое количество информации, которой он оперирует. Он фрахтует тот транспорт, который расположен как можно ближе к месту загрузки. Благодаря этому снижаются транспортные затраты. У экспедиторов имеются весьма привлекательные скидки от транспортных предприятий, потому что они являются самыми крупными заказчиками компаний-перевозчиков. Это позволяет клиентам заказать перевозку груза по сниженной цене.

Несмотря на то, что объявления с вакансиями на должность не пестрят особыми требованиями к образованию, справиться с этой работой может далеко не каждый. Вместо вузовского диплома здесь понадобятся довольно специфические навыки и способности. К примеру, запоминать новые маршруты, оперативно определять кратчайший путь следования, контролировать разгрузку-погрузку, и даже — взвешивать или пересчитывать товар. И если для «внутренних» экспедиторов (осуществляющих передвижение грузов в черте города, области или страны) этого может быть вполне достаточно, то специалисту-международнику, курсирующему за пределы государственной границы, не обойтись без более серьезной подготовки.

На месте штурмана

Если говорить о «внутренних» экспедиторах, то, согласно Справочнику квалификационных характеристик профессий, таким работникам достаточно иметь базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки («транспорт» или «логистика»). Знать основы делопроизводства, способы и методы обработки корреспонденции, адреса постоянных корреспондентов, структуру предприятия и его подразделений. Зачастую работодатели не обращают внимания на наличие дипломов, интересуясь навыками управления и техобслуживания, знанием города и опытом вождения. Кстати, о водительских «корочках». В принципе, экспедитор принимает на себя лишь «штурманские» обязанности, сопровождая груз и планируя оптимальные маршруты передвижения, поэтому его рабочее место — справа от . Но в последнее время растет спрос на экспедиторов-водителей с солидным водительским опытом.

Работать экспедитором невозможно без знания города и основных торговых точек. Кроме этого, нужно знать абсолютно весь ассортимент развозимого товара, сроки его реализации и качество, действующие маркировки и штрих-коды. Помнить распорядок работы каждой торговой точки и время приема продукции. Не успеешь — могут возникнуть серьезные проблемы, особенно если имеешь дело с продуктами питания. Существует негласное правило: скоропортящиеся колбасы, молочную, мясную и рыбную продукцию принимают первым делом, а вот, к примеру, сыпучие продукты — строго в порядке очереди. А в супер- и мегамаркеты ежедневно прибывает порядка 150 машин от разных поставщиков, и каждый стремится быстрее сдать свой товар! Экспедитор должен уметь заполнять накладные и другую документацию по товарообороту. Научиться этому не так уж сложно, главное — запомнить и довести до автоматизма последовательность простановки необходимых штампов, печатей и подписей.

Но работа экспедитора — не просто механическая: здесь не обойтись без умения общаться с людьми, проявлять гибкость характера и нестандартность мышления. Часто возникают ситуации, выход из которых под силу найти только настоящим дипломатам. Однажды экспедитор привез на заказ в магазин партию колбасы, но напрочь отказалась ее принимать. Что же делать? Возвращаться на склад — поздно, а в машине продукты за ночь обязательно испортились бы! Как ни пытался уговорить «приютить» товар хотя бы на ночь, она ни в какую не соглашалась. Тогда решил схитрить, сказав, что иначе покупаю эту колбасу (так как она очень-очень вкусная!), и прямо сейчас устрою вечернюю трапезу. Представьте: злополучный груз сразу же приобрел новых хозяев!

Пункт назначения

Международным экспедиторам, отправляющимся в загранкомандировки, не обойтись лишь смекалкой и дипломатичностью. Во-первых, потребуются знания основных транспортных маршрутов, во-вторых, придется туговато без знания иностранного языка. В-третьих, пригодится солидный водительский стаж, ведь зачастую перевозить грузы из одной точки земного шара в другую берется грузоперевозчик (экспедитор и водитель в одном лице), который возлагает на себя полную ответственность за сохранность груза.

Международные грузовые перевозки — дело не из легких. Чтобы отправить груз из одной страны в другую, нужно «вычислить» оптимальный вид транспорта (в зависимости от характеристик и параметров груза), учесть правила, законы и традиции разных государств, составить наиболее выгодный с экономической точки зрения путь следования. В результате складывается целая логистическая цепочка, грамотно составить которую под силу только настоящим профессионалам. Все эти нюансы отнюдь не должны волновать владельца груза, так как полная ответственность за него ложится на плечи перевозчика. Быть экспедитором — не означает погрузить груз, сесть в автомобиль и забыть обо всем на свете. Помните: с этой минуты вы отвечаете за сохранность и транспорта, и перевозимого товара! Для осуществления международных перевозок обязательно нужно пройти специальное обучение, которое включает в себя короткий курс таможенного права, страховой деятельности и навыки работы со всеми необходимыми документами. И, конечно же, не обойтись без знания основ транспортной логистики.

Безусловно, в штате каждого транспортного предприятия трудятся , составляющие оптимальные маршруты перевозок. Но знания логистики на высшем уровне не помешают и профессиональному экспедитору. «Транспортный» диплом можно получить, к примеру, в Национальном транспортном университете, студенты которого изучают основы правоведения, транспортное, гражданское, трудовое и криминальное право, правила перевозок грузов и пассажиров, государственное регулирование деятельности на автомобильном транспорте. Кроме этого, учатся организовывать перевозки и управлять ими, знакомятся с транспортной системой городов. Эффективны семинары и тренинги по логистической тематике, на которых можно ознакомиться с последними новинками отрасли, научиться качественно организовывать работу и завести нужные связи.

Заметим, что подготовка и формирование профессиональных кадров в области международной транспортно-экспедиторской деятельности — одно из основных направлений деятельности Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ). Сегодня это пока единственная организация, занимающаяся профподготовкой в области международного транспортного экспедирования с выдачей диплома Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA). Учебная программа составлена в соответствии с международными требованиями к данной профессии и включает минимальные стандарты требований к экспедиторам-международникам при перевозке грузов всеми возможными видами транспорта.

Слушатели курсов знакомятся с правовыми аспектами деятельности международного экспедитора, организацией деятельности украинских транспортно-экспедиторских компаний на мировом транспортном рынке, документами и формами стандарта FIATA. Уделяют внимание финансовым требованиям к экспедиторской деятельности, организации складирования и хранения грузов. Также изучают особенности международных перевозок разными видами транспорта: морским, авиационным, автомобильным, железнодорожным и речным. Не обойтись и без знания таможенных процедур и тарифов, обязанностей экспедитора по отношению к таможенной службе, различных международных конвенций и соглашений. Отдельная графа — страхование грузов и ответственности сторон. Ну и как можно осваивать транспортные магистрали мира без знания хотя бы общих сведений по географии!? Успешно прошедшие курс подготовки и сдавшие экзамены получают диплом FIATA, подтверждающий профкомпетентность экспедитора в любом из 150 государств-членов федерации.

Loading...Loading...