Повышение эффективности профессиональной ориентации и профессионального обучения молодежи как фактор обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся Министр труда

«Эффективность урока» - Результативность урока – уровень усвоения знаний и способов деятельности учащихся. Эффективность урока зависит от: Расскажи – и я забуду Покажи – и я запомню Дай мне действовать самому – и я научусь. Урок всему начало, всему и итог. Эффективный – дающий определен-ный эффект, действенный. Оценить пути повышения эффективности урока в условиях школы.

«Факультет повышения квалификации» - Профессиональная переподготовка. Государственный экзамен и защита дипломной работы. Предназначено для лиц, имеющих диплом специалиста, бакалавра или магистра. На факультете реализуется более 60 наименований программ повышения квалификации по направлениям: Занятия по мере комплектования групп. С 1 октября по 30 июня.

«Профориентационная деятельность» - What are your relatives? II ступень общего среднего образования II.1. Основная школа (5-7 классы). Впервые знакомство с профессиями на уроках английского языка происходит во втром классе. What is your dad? К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Три этапа профориентации.

«Повышение качества образования» - Создание круглогодичной образовательной среды. Объемы и источники финансирования Программы осуществляется: - за счет средств бюджета (федерального, регионального, муниципального – 80 %; - за счет внебюджетных источников (спонсорской и благотворительной помощи) – 20 %. Материально-техническая база. Сроки реализации программы: 2009 – 2013 годы.

«Роль классного руководителя в школе» - Взаимодействия классного руководителя. Регулирование межличностных отношений. Организация в классе образовательного процесса. Цель деятельности классного руководителя. Педагог, который не сковывает, а освобождает. Защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы. Формы работы классного руководителя.

«Обязанности классного руководителя» - Совершенствование мастерства классного руководителя. Строгий контроль за посещаемостью. Организация внеучебной жизни классного коллектива. Отчётная документация. Тесная взаимосвязь с медперсоналом. Забота о внешнем виде воспитанников. Классный руководитель. Должностные обязанности классного руководителя.

Процесс выбора профессии требует к себе большого внимания, потому что работа оказывает на состояние и самочувствие человека огромное влияние. Адекватное представление о выбираемой профессии влияет на исход выбора, от которого зависит карьера, и это особенно сложно сделать тем, кто хочет жить и работать в сельской местности. Исследование для дипломной работы проводилось в Республике Алтай (далее - РА), где 75% населения - сельские жители. А, как известно, жизнь и деятельность в сельской местности существенно отличается от городской жизнедеятельности. Как показал опрос экспертов Турочакского района, то в настоящее время из-за отсутствия как такового рынка труда в большинстве населенных пунктов РА, происходит либо отток молодежи в другие населенные пункты, либо увеличивается количество безработных, многие из которых даже не хотят вставать в службу занятости на учет и получать пособие или переучиваться. Только малая часть молодых специалистов может трудоустроиться по полученной специальности (см. Рисунок 6).

Рисунок 6 - Молодые специалисты, уроженцы сельской местности Турочакского района РА

Все эксперты убеждены, что профориентация молодежи в настоящее время особенно актуальна. Многие уверены в том, что молодые люди неосознанно подходят к выбору профессии, считая, что неважно какую профессию получать, лишь бы это приносило хороший финансовый доход. Тогда как сами эксперты считают, что профессиональная ориентация только положительным образом может сказаться на становлении личности как профессионала, может подготовить молодого человека к жесткой конкуренции на рынке труда села.

Что касается вопроса о такой функции специалиста по социальной работе как профориентация молодежи, то многие из экспертов готовы признать, что это должно быть не только функцией, но и основной обязанностью отдельно взятого специалиста. Но осложняется это все теми, же вопросами финансирования.

Специалисты-эксперты единогласно ответили, что мероприятия, проводимые в интернате, детском доме или приюте ничем не отличаются от элективных курсов, проводящихся в средних общеобразовательных школах. Но осложняется это тем, что у социальных педагогов очень большая нагрузка и без профориентации, а дополнительные ставки только в проекте.

Кроме того, многие сошлись в ответе и на вопрос о применении методов социальной работы при профориентации: профориентационные технологии уже содержат ряд методов социальной работы, таких как психологические, педагогические, экономические, консультирование, целеполагание и т.п. Но если, проанализировать остальные методы социальной работы - то можно сделать вывод, что и они принимают опосредованное участие в профориентации.

Мнение экспертов разделилось по вопросу о том, кто должен заниматься проблемой профориентации. Некоторые считают, что это должны быть образовательные учреждения, т.к. одной из задач психологов и социальных педагогов этих учреждений является формирование правильных взглядов на профессиональное становление личности. Другие убеждены, что Комитет по делам молодежи совместно с Центром занятости населения - т.к. осознанный правильный выбор профессии поможет сократить число социальных патологий и уменьшить количество безработных. Третья точка зрения, что профориентацией должен заниматься Комплексный центр социального обслуживания семьи и детей, т.к. в благополучных семьях уделяют больше внимания вопросам развития ребенка, а молодежь из семей группы риска остается в стороне от профессионального становления, полагаясь на собственный опыт и знания. Кто-то уверен - что эта функция должна принадлежать непременно Центру занятости населения.

Все эксперты ответили однозначно: необходимо создание профориентационного центра, т.к. потребность в профессиональной ориентации с каждым годом возрастает. Но, при открытии центра профориентации можно будет столкнуться с трудностями не только финансового характера, а также и проблемой оснащения центра материально-технической базой, начиная с помещения, и заканчивая научно-методическим обеспечением. Также большой проблемой будет подбор кадров, т.к. профориентация - это специфический вид профессиональной деятельности, включающий в себя знания и по психологии, по педагогике, медицине, экономике и т.д.

В апреле 2009 в РА состоялся I Республиканский молодежный парламентский форум, проходящий при Государственном Собрании - Эл Курултай РА. На одной из диспут-площадок форума поднимался вопрос и о профориентации, где все единогласно пришли к выводу, что профориентация в городе находится на высоком уровне, тогда как на селе необходимо менять технологии, с учетом особенностей жизни на селе и его рынка труда.

Таким образом, мнение специалистов в большинстве случаев совпадают: кто бы ни занимался профориентацией, это делать необходимо. Но для большей эффективности профориентации молодежи, желательно, чтобы это был специалист, владеющий многими знаниями (по психологии, педагогике, экономике и т.п.) - а таким единственным универсальным специалистом является только специалист по социальной работе.

Что касается наблюдения, то оно также совпадает с мнением экспертов: современная молодежь вопросы выбора профессии отодвигает на второй план. И как итог - большое количество выпускников профессиональных учебных заведений не хотят работать по полученной специальности. Для них важен был сам факт получения диплома.

Так же важно отметить тот факт, что современная молодежь, которая работает не по призванию, очень часто меняет место работы и виды деятельности, т.е. профессиональное самоопределение продолжается, но уже после того, как потрачено время и деньги на получение ненужного образования.

Кроме того, был проведен анкетный опрос молодых учащихся в возрасте от 14 до 18 лет (см. Рисунок 7). Всего было опрошено 200 респондентов, учащихся различных учебных заведений (см. Рисунок 8).

профориентация молодежь самоопределение социальный

Рисунок 7 - Возраст респондентов

Рисунок 8 - Учреждения, в которых обучаются опрашиваемые респонденты

При анализе анкет были выявлены следующие факты. Большинство из респондентов хотят быть специалистами в области юриспруденции, экономики или педагогики, а также в области автомеханики (см. Рисунок 9). Но в тоже время анализ данных показал, что у некоторых респондентов желаемый вид деятельности расходится с реальным выбором профессии.


Рисунок 9 - Желаемая профессия для респондентов

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: профессиональные предпочтения сельской молодежи не совпадают с предложениями рынка труда села, что в будущем может привести к увеличению числа безработных либо к числу лиц, работающих не по призванию, либо к оттоку молодежи в другие населенные пункты.

Анализируя полученные данные о мотивах выбора профессии, можно увидеть достаточно предсказуемые результаты (см. Рисунок 10). Из чего мы можем сделать вывод, что современную учащуюся молодежь, независимо от возраста волнует два вопроса: престижность профессии и материальная выгода.

Ответы на вопрос об обращении за помощью профконсультанта в случае необходимости достаточно интересны: 23% респондентов вообще не слышали о таком специалисте. 26% - возможно обратятся за помощью. Интересным показателем является и то, что 35% уже сделали свой выбор и менять его не собираются, и 16% - затрудняются ответить на этот вопрос.

Рисунок 10 - Мотив выбора профессиональной деятельности

Таким образом, и гипотеза об уровне информированности сельской молодежи о деятельности профконсультантов подтвердилась: уровень низкий, а это значит, что необходимо применять меры по повышению эффективности профориентационных мероприятий.

Профориентационные мероприятия регулярно проводятся лишь в одной средней общеобразовательной школе (школе с. Турочак), в то время как в вечерней школе и других средних общеобразовательных школах района проводятся редко, все респонденты - учащиеся школы-интерната ответили однозначно: ни разу не проводились. Следовательно, качество профориентации молодежи на селе низкое. Но в тоже время основная часть респондентов (68%) считает, что профориентационные мероприятия позволят лучше ориентироваться в мире профессий и рынке труда (см. Рисунок 11). На рисунке 12 представлены результаты ответов респондентов на вопрос о формах профориентации, которые им более предпочтительны.

Анализируя ответы на этот вопрос, можно сделать вывод, что современной сельской молодежи более важны индивидуальные консультации - беседы, на втором месте стоят такие формы профориентации, как семинары, лекции, круглые столы. А для более эффективной профориентации необходимо использование различных методов, которые объединяются в методы социальной работы.

Рисунок 11 - Мнение респондентов о значимости профориентационных мероприятий

Рисунок 12 - Наиболее предпочтительные формы профориентации для респондентов

Ответы респондентов на вопрос о выборе единственной профессии на всю жизнь разделились примерно поровну: чуть больше половины опрошенных считает, что человек может менять направление трудовой деятельности, чтобы лучше познать себя (56%). Меньшая часть респондентов (43%) убеждена, что, выбрав одну профессию, и занимаясь ею всю жизнь, можно легко подняться по карьерной лестнице, став профессионалом своего дела.

Основываясь на выше изложенном материале, можно утверждать, что профориентация - необходимое условие для профессионального становления современной молодежи, которой необходима помощь социальных работников: психологов, педагогов, специалистов по социальной работе, специалистов центров занятости и т.п.

Неотъемлемой частью профориентационной работы с молодежью является взаимодействие различных социальных служб с ведомствами и учреждениями, имеющими непосредственное отношение к профессиональному становлению личности, использование различных технологий, в том числе технологий социальной работы, а также дифференцированное, точное знание проблем выбора профессии, личностных характеристик молодежи, и особенностей рынка труда сельской местности, что, собственно, и составляет основу содержания профориентационной работы.

В результате поставленная цель исследования достигнута, выдвинутые гипотезы подтверждены.

Суть проблемы заключается в том, что хороших и общеприня­тых критериев оценки эффективности работы психолога-проф-консультанта нет!

Нерешенность проблемы оценки эффективности часто приво­дит к следующим издержкам:

К взаимному непониманию между психологами-профконсуль- т антами и их руководителями (например, руководителю сложно бывает оценить работу психологов-подчиненных);


К непониманию между профконсультантом и его клие*
(например, когда родители и сами школьники ожидают от псих^
лога одного, а получают совсем иную помощь);

К непониманию между коллегами-психологами (что выра
ется во взаимных упреках и обвинениях в непрофессионализл

К неадекватной самооценке профконсультантом своего

К этому можно добавить, что само развитие теории и пра* ки профессионального самоопределения напрямую связано с < знанием целей, задач и возможных результатов профконсульт ционной помощи.

Основные требования к показателям эффе) тивности профессионального самоопределени!

1) компактность, удобство при практическом использова*

2) возможность оценивать профессиональное самоопределе*
во всей целостности (с выделением самого существенного);

3) сочетание количественных и качественных методов оце*
затрагивающих не только внешние действия и поступки, но|
внутренний мир (чувства, переживания, мысли) самоопреде
ющегося человека;

4) понятность критериев и показателей не только для щ
консультанта, но и для самих подростков (для возможности сан
оценки успешности своих профессиональных выборов);

5) прогностичность оценок, которая позволила бы не тс
оценивать наличный уровень самоопределения (как уже некс
рый достигнутый результат), но и рассматривать процесс
фессионального самоопределения в его динамике и, таким об|
зом, предсказывать предполагаемые результаты.

При этом в современных условиях (при общей нестабильнс социально-экономической ситуации в стране) именно прогар точность профессионального самоопределения становится важне шим условием ее эффективности.

На первый план в работе со школьниками-подростками вые пает не столько определение их готовности к данной (выбир мой) профессии, сколько прогнозирование этической и смыс вой (личностной) приемлемости для них этой профессии в жайшей перспективе.

В профориентации (как и в других направлениях психолог остро стоит проблема соотношения количественных и каче ных показателей эффективности деятельности психолога-nj консультанта.

Примеры количественных показателей:

Количество отконсультированных за определенное время;

Удельный вес тех или иных форм работы (индивидуалы-
консультации, массовые опросы, сколько школьников «охваЧ
но» играми и т.п.);


Количество вообще выбравших профессию (самопределивших-
с я) от общего числа подростков класса;

Различные характеристики ЛПП (устойчивость, обоснован­
ность и т.п. профессиональных планов).

Качественные показатели эффективности в профкон-сультации определить намного сложнее, так как здесь важно по­нять, какие существенные изменения произошли в сознании подростка (в его отношении к жизни, к самому себе и к своему месту в обществе).

Примеры качественных показателей:

Появление новых ценностных ориентации и смыслов выбора
профессии (или укрепление существовавших ценностных ориен­
тации);

Формирование внутренней готовности самостоятельно совер­
шать выборы;

Готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудниче­
ства с профконсультантом).

В практике профконсультирования важно сочетать количествен­ные и качественные показатели. Необходимость использования в работе количественных показателей вызвана хотя бы тем, что и для коллег-профконсультантов, и для руководителя (и для его вы­шестоящего начальства) требуется какое-то («объективное») сред­ство оценки работы профконсультанта. Кроме того, использование только качественных показателей эффективности является слиш­ком сложным для многих профконсультантов и их начальников, а также создает много соблазнов для спекуляции и недобросовест­ной работы. Естественно, в полноценных трудовых коллективах психологов (где склоки и «выяснения отношений» считаются про­фессиональным позором) возможна оценка (и самооценка) труда в основном по качественным показателям эффективности.

Однако эффективность работы профконсультанта не всегда очевидна сразу.

Е.А.Климов выделил четыре основные группы отсроченных по времени показателей эффективности: 1) реальный выбор; 2) успешность, реалистичность данного выбора; 3) «психофизио­логическая цена» за такую успешность; 4) удовлетворенность че­ловеком совершенным выбором. Кроме того, Е. А. Климов отме­чал, что «как минимум профконсультация должна формировать у оптанта оптимистичное отношение к своему будущему».

Таким образом, реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько Успешно человек реализовал себя в избранной профессии (как отмечал Е. А. Климов, «профконсультация по сути своей устрем­лена в будущее» и «в ней обсуждается то, чего еще нет»), но при э том оценивать свою работу профконсультант (вместе с клиен­том) должен уже сейчас. Каков же выход из этой ситуации?

Традиционный, чисто «экономический» подход к эффе* ности профконсультирования не подходит. Как известно, в номике важно при минимальных затратах достичь максималм результат. Но в профконсультации это выглядело бы как под наиболее «хорошего, престижного и денежного» места работы ] явных недостатках клиента, да еще и при его внутренне пасс* ной позиции. На самом деле, лучшим показателем эффектив* сти профконсультационной помощи должна стать активиза! размышления и переживания самоопределяющегося подрос (провоцируемые и контролируемые со стороны психолога «а творчества» самоопределяющейся личности), т.е. такая помо! которая позволяет мобилизовать внутренние ресурсы самого ента.

Примеры оперативных показателей эффективное

1) по данным наблюдения (каждый параметр - по условв
5-балльной шкале):

Эмоциональная включенность;

Деловая включенность;

Общая удовлетворенность от занятия или профконсульта!

2) по методу «обратной связи»:

В конце занятия попросить учащихся оценить это за*
по 10-балльной шкале по параметрам: интересность, полезно
и собственная активность, а потом кратко обосновать свои oi
ки;

В конце курса попросить написать, что в нем понравиле
что не понравилось, и дать свои предложения по улучшению,
ной методики, занятия или всего курса;

3) по данным опросника по схеме построения личной прс
сиональной перспективы (см.: Пряжников Н.С., 1999, с. 21-|
когда сравниваются ответы (в баллах по каждому компоненту Л1|
в начале и в конце курса.

Реально профконсультанту приходится считаться с количй венными показателями, принятыми в данной школе или хологическом центре: как уже отмечалось выше, началы-также приходится отчитываться перед вышестоящими инс циями с помощью количественных показателей, и эти по* тели профконсультант должен представить. Кроме того, инс| приходится вести «двойную» отчетность: отдельно для начй ства и проверяющих, и отдельно для самого себя, без самС мана, реально оценивать эффективность своего труда, вов{ корректировать его, а главное - чтобы постепенно подклюй к реальной оценке (и рефлексии) проделанной совместной;! боты и самого клиента. Формирование у консультируемого i собности оценивать эффективность профконсультации та является своеобразным показателем качества оказываемой: енту помощи.


13.4. Основы планирования и проведения конкретных

Проблема критериев оценки эффективности профориентационной работы разрабатывается давно (Вершинин, 1990; Климов, 1983; Пряжникова, Пряжников, 2005, С.303-306 и др.). К сожалению, существующие критерии во многом несовершенны, и пока это самый болезненный (нерешенный) вопрос не только профориентации, но и все практической психологии.

Нерешенность проблемы критериев приводит к взаимному непониманию между: профконсультантами и клиентами (школьниками и их родителями), профконсультантами и руководством различных образовательных учреждений, профконсультантами и руководителями предприятий, профоконсультантами и местной властью (отвечающей за кадровую политику), а также – между самими профконсультантами, придерживающимися разных взглядов на сущность профориентационной помощи…

Сами критерии должны давать ответ на вопрос, насколько успешно решаются поставленные задачи и достигаются сами цели профориентации? Соответственно, критерии являются производными от четко сформулированных целей и задач.

При этом, именно цели выступают важнейшим условием создания системы профориентационной работы на уровне страны в целом, регионов, отраслей и конкретных психолого-педагогических учреждений (школ, психологических центров, профессиональных учебных заведений), где могут работать профконсультанты (см. Пряжников, 2010, С.6-18).

Для сегодняшнего дня характерна некоторая фрагментарность всей кадровой политики в стране, и как следствие, - фрагментарность профориентационной работы со школьниками.

Мы считаем, что при разработке новых (и совершенствовании имеющихся) критериев оценки эффективности профориентационной работы со школьниками необходимо ориентироваться на перспективу создания действительно системной и комплексной кадровой политики страны. Сами критерии эффективности также должны быть системными и комплексными. При этом можно кратко обозначить основные ориентиры и требования к системе таких критериев:

1.Соотнесенность с главными задачами кадровой политики государства . Даже, если на сегодняшний день они четко и не сформулированы, то специалисты по профориентации в своих проектах (концепциях) могут предложить свое видение этих целей.

2.Опира на принцип преемственности профориентационной работы, трудового воспитания и обучения . В частности, необходимо разрабатывать критерии, специфичные для разных уровней такой работы:

1) по дошкольному трудовому воспитанию;

2) по школьной профориентации (при этом различать критерии для начальной и средней школы, для старшеклассников и выпускников школы);



3) по собственно профессиональной подготовке, где также различать разные уровни профессионального образования: колледжи и вузы, разные уровни вузовской подготовки (бакалавриат и магистратуру), а также – отдельные критерии по содействию трудоустройству выпускников;

4) профориентационная помощь для работающих специалистов (в рамках кадровой политики организаций – через управление персоналом);

5) для незанятого населения и безработных (через систему служб занятости);

6) для управления миграционными процессами (включая и внешнюю, и внутреннюю миграцию);

6) для пенсионеров, способных трудиться

Выделение разных уровней профориентационной работы должно строиться на основе идеи управления человеческим ресурсом, что позволит лучше осознать специфику школьной профориентации. Например, нерешенность некоторых задач предшествующих уровней заставляет расширять задачи вышестоящего уровня, и наоборот. Учитывая то, что реально профориентационной работой на многих уровнях не занимаются, можно предположить, что именно школьная профориентация на начальных этапах создания общей системы должна взять на себя больше задач, но по мере развития этой системы, часть задач передавать на другие уровни. При этом специфично школьные задачи должны уточниться и углубляться (становится более сложными).



3.Реализовать принцип системности , предполагающий участие всех социальных институтов в профориентационной работе со школьниками: школ, семьи, профессиональных учебных заведений, организаций и предприятий, медицинских учреждений, средств массовой информации (СМИ), психологических центров (государственных и негосударственных), служб занятости, правоохранительных учреждений, общественных организаций и др.. Это предполагает уточнение для каждого социального института специфических задач и разработку соответствующих критериев их эффективности, ориентированных на общую цель.

4.Принцип комплексности , предполагающий работу по основным направлениям: профинформирование, профдиагностику, морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся школьникам, помощь в конкретных профессиональных выборах и помощь в планировании перспектив дальнейшей жизни. Соответственно, по каждому направлению также должны быть выделены критерии эффективности. Поскольку именно этот принцип ближе к решению конкретных практических задач профориентации, выделим примерные параметры оценивания эффективности работы по каждому из направлений:

1) Профинформационная работа:

Полнота представлений о мире профессий (в основе – системные знания и умение группировать профессии по различным признакам);

Точность знания профессий (особенно, наиболее популярных и востребованных);

Знание ситуации на рынке труда;

Готовность прогнозировать развитие рынка труда (и потребности в тех или иных профессиях);

Знание учебных заведений по подготовке тех или иных специальностей;

Знание особенностей поступления в вузы и колледжи;

Представление о местах трудоустройства после приобретения конкретных профессий и окончания конкретных учебных заведений;

Знание путей подготовки к профессии;

Знание основных внешних и внутренних препятствиях на пути к профессиональным целям;

Знание основных ошибок, совершаемых при выборе профессии и планировании перспектив своего развития и др.

2.Профдиагностика:

Представление о своих намерениях, ценностях и смыслах;

Представление о дальних, ближних и ближайших профессиональных и жизненных целях (умение соотносить эти цели, делать их взаимодополняющими)

Представление о своих возможностях и недостатках (личностных характеристиках, особенностей характера и темперамента, психофизиологических и двигательных характеристиках и т.п.);

Представление о своей готовности использовать возможности (достоинства) и преодолевать недостатки;

Представление о своей жизненной и карьерной ситуации – «ситуации самоопределения» (по Е.А.Климову), т.е. насколько она облегчает или затрудняет достижение профессиональных целей);

Представление о способах использования преимуществ своей ситуации самоопределения и о способах преодоления ограничении этой ситуации.

3) Морально-эмоциональная поддержка:

Оптимистичный взгляд на свое будущее (основанный на вере в свою готовность преодолеть любые преграды на пути к цели);

Готовность к самообладанию в сложных ситуациях профессионального, жизненного и личностного самоопределения (умение не унывать, держать себя в руках, концентрироваться на главном);

Умение учиться на своих и чужих ошибках (мудрое отношение к ошибкам и неудачам);идти на определенные (разумные) компромиссы, когда «вынужденно» приходится делать совсем не то, о чем мечтал (например, готовится к дурацким экзаменам или выполнять нелепые правила и условности в родном учебном заведении и т.п.) – и все это ради достижения главной цели;

Умение помогать своим друзьям, родным и близким (по принципу, «когда кому-то помогаешь, меньше переживаешь и собственные проблемы»);

Нравственная состоятельность выборов, т.е. уверенность в этической правомерности своих намерений (заметим, что сомнения в этом случае могут деморализовать самоопределяющуюся личность);

Владение приемами саморегуляции в трудных ситуациях (практическое самообладание);

Умение выделять жизненные и карьерные приоритеты для данного момента и данной ситуации развития;

Знание специалистов (или психологических центров), куда можно обратиться за морально-эмоциональной поддержкой и др.

4) Помощь в принятии решении и конкретных выборах:

Владение приемами обоснованного выбора;

Учет основных факторов выбора;

Соответствие целей и средств (возможностей), т.е. реалистичность выбора;

Умение обосновывать и отстаивать правомерность своих выборов;

Готовность к волевому усилию в случае выбора равноценных альтернатив;

Этическая правомерность выбора (соответствие моральным нормам, закону и собственным нравственным представлениям самоопределяющегося подростка и его ближайшего окружения).

5) Помощь в планировании перспектив своего развития:

Логическая преемственность действий по достижению целей;

Умение разбивать цели на более простые и понятные задачи (карьерные шаги);

Умение выделять альтернативные варианты планов;

Умение выделять наиболее оптимальные варианты планов (из набора альтернатив);

Умение совмещать в своих планах профессиональные, жизненные и личностные цели (стремиться к минимизации противоречий между ними);

Умение самостоятельно реализовывать свои намерения (особенно, делать первые, наиболее сложные самостоятельные шаги) и др.

Из приведенных примеров видно, что некоторые критерии по разным направлениям работы могут совпадать, что свидетельствует том, что вся работа взаимосвязана и направления выделятся лишь для удобства анализа, самоанализа, т.е. для оценивания и самооценивания. К сожалению, даже выделенных параметров достаточно много и всеми ими пользоваться вряд ли получится. В этом случае, можно выделить наиболее важные («работающие») параметры и ориентироваться именно на них.

Понятно, что для реального использования этих параметров необходимо еще выделить по каждому из них: 1) систему показателей (через что проявляются эти параметры); 2) расписать эти показатели по уровням проявления (т.е. по каждому уровню выделить показатели, чтобы можно было определить, на каком уровне развития находится данный учащийся) и 3) разработать сами процедуры оценивания (через опросники, тесты, задания, данные наблюдения и беседы, через самоотчеты учащихся и т.п.). Некоторые из таких процедур описаны во второй части данного пособия, а многие – еще предстоит разработать. Также замечено, что эти процедуры лучше использовать не только как «чисто» диагностическое средство, но как реальные методы психолого-педагогического воздействия на учащихся. При этом диагностика (и оценивание эффективности работы) должны в идеале осуществляться в режиме формирующего эксперимента.

5.Принцип взаимодействия психологов и педагогов с клиентами и заказчиками, предполагающий их активизацию и направленный на формировании у клиентов готовности к самоопределению. Здесь также можно разработать специальные критерии и показатели такой активности (и клиентов, и профконсультантов), а также – уровни готовности к взаимодействию.

6.Принцип простоты и доступности методов профориентационной работы, позволяющий организовывать реальное взаимодействие профконсультантов с клиентами. Данный принцип позволяет оптимизировать работу и организовывать более эффективное взаимодействие, основанное на «обратной связи» с клиентом, а также – дискуссий и спорам по наиболее важным позициям, когда всем участникам взаимодействия понятно, что происходит и они имеют возможность на равных высказывать свои мнения и оценки. Соответственно, можно было бы разрабатывать критерии и показатели для оценки «используемости» профориентационных методов и программ.

7.Принцип индивидуального подхода и совместного творчества с клиентами , предполагающий возможность выделения с клиентами новых критериев, учитывающих индивидуальные особенности клиентов – в разумных пределах.

8.Принцип этической состоятельности критериев , т.е. соотнесенность оказываемой помощи с правовыми и моральными нормами, а также – соотнесенность с представлениями о «достойных» выборах самого клиента и профконсультанта.

9.Принцип взаимодополнения разных систем оценки эффективности работы, например:

1) разумное сочетание количественных критериев, отражающих изменения (улучшения) в психических характеристиках клиента, его поведении и достижениях, которые можно измерить математически и качественных критериев, отражающих изменения в сознании клиента и его готовности самостоятельно решать профориентационные задачи, которые не поддаются математическому измерению, но которые можно описать словесно;

2) сочетание оперативных критериев, позволяющих производить оценку непосредственно в ходе работы и долгосрочных критериев, ориентированных на перспективу и предполагающих успех в обозримом будущем;

3) разумное сочетание платных и бесплатных форм профориентационной помощи. При этом необходимость платных форм помощи связана с недостаточным уровнем развития профориентации как важного элемента государственной кадровой политики, и соответственно, по мере развития этой политики (осознания властью необходимости вкладывать средства в развитие и распределении трудового ресурса страны), значимость платных форм будет сокращаться. Но пока это неизбежно.

Говоря об эффективности профориентационной работы и способах оценки такой эффективности, следует помнить о том, что чисто «экономический» подход здесь не всегда уместен. Если в экономике, эффективность обычно оценивают как оптимизацию различных затрат, необходимых для производства единицы продукции, то в психолого-педагогической профконсультационной помощи различные варианты «экономии» средств не позволят осуществлять эту помощь качественно. Например, не следует экономить время на профориентационную работу, ведь за одну короткую консультацию вряд ли удастся рассмотреть все сложные вопросы, связанные с самоопределением и планированием жизни. Тем более, что во всех направлениях психологического консультирования и психотерапии с клиентом работают на длительной основе (многократные встречи в течение нескольких недель или месяцев). Соответственно, оценивая эффективность такой растянутой по времени работы, можно было бы делать это поэтапно, выделив специфические задач каждого этапа и разработав соответствующие критерии и показатели, отражающие «прогресс» в профориентационной подготовке клиента.

Кроме того, можно выделить критерии официальные , требуемые для составления отчетов и профориентационной работе, и критерии реальные - для самого профконсультанта , которые он мог бы использовать для самооценки своего труда и самосовершенствования. Понятно, что профконсультант вправе самостоятельно выделять ориентиры своего профессионального самосовершенствования, соотносимые с общими целями профориентации и иметь право не сообщать об этом другим людям (руководству, коллегам, клиентам) до тех пор, пока сам не посчитает нужным это сделать.

3.5.Перспективные идеи развития системы «школа-колледж-вуз-

производство»

Идея взаимодействия школы, профессиональных учебных заведений (университетов) и производства имеет старую историю. Можно вспомнить и о «трудовой школе» (И.Г.Песталоцци, Т.Мор, Т.Кампанелла, Ш.Фурье, Г.Кершенштейнер и др.), и о «политехническом воспитании» (Бехтерев В.М., Н.К.Крупская, А.В.Луначарский и др.), и о разных вариантах производственной практики учащихся послевоенного периода, и об идее общественно-полезного труда школьников (Д.И.Фельдштейн и др.), и о летних лагерях труда и отдыха для школьников, и о студенческих стройотрядах, и о системе «шефской помощи» школам со стороны предприятий, и о системе «втузов», и о системе «школа-вуз-предприятие» и о многом другом.

При несомненно имевшемся позитивном опыте такого взаимодействия, можно выделить и спорные, и неудачные моменты. Если оценить последний опыт организации взаимодействия «школа-вуз-предприятие» и его неудачи, то следует выделить следующие причины, осложняющие такое взаимодействие :

1.Низкая заинтересованность как со стороны администрации школ, так и со стороны представителей организаций (типа, «своих забот хватает»).

2.Сложная ситуация на рынке труда, когда многие отрасли фактически либо деградируют, либо очень слабо развиваются, и как следствие, они мало заинтересованы в притоке новых работни ков, тем более, выпускников школ, колледжей и вузов («своих специалистов работой обеспечить не могут»).

3.Почти полное устранение власти от укрепления такого взаимодействия. Хотя у власти есть возможности создавать налоговые и другие льготы для поощрения тех организаций, которые тесно сотрудничают со школами, колледжами и вузами.

4.Слабое общественное мнение (включая и психолого-педагогическую общественность?), не способное культивировать идею такого сотрудничества и поощрять потенциальных участников взаимодействия, а также власть к совершенствованию всей системы профориентации.

5.Слабая содержательная преемственность между разными этапами развития субъекта труда и профессионального самоопределения. Например, часто учебные программы содержательно не состыкуются с последующим обучением в колледжах и вузах, когда студентам первых курсов радостно заявляют: «Забудьте все, чему вас учили в школе!» (нам известны и такие случаи)… Или другие примеры, когда в различных «школах юных…», организованных при некоторых вузах для школьников (и хорошо, что организованных, т.к. это не везде и встречается!) вузовские преподаватели просто читают такие же лекции, как и для студентов, т.к. просто не знают, о чем еще рассказывать учащимся школ…

6.Слабая готовность многих педагогов вузов и работников организаций к работе со школьниками (при проведении экскурсий, на днях открытых дверей, в уже упоминавшихся «школах юных…» и т.п.).

7.Слабое финансирование (и стимулирование) этой работы, когда работникам школ, вузов и организаций приходится тратить на это свои сил и время, но кроме скупой устной благодарности (или однообразных грамоток) они ничего и не получают. Хотя в любой организации всегда можно найти людей, с радостью работающих с детьми и подростками даже в рабочее время.

8.Слабая материальная база для такого рода сотрудничества, ведь помимо интересных разговоров, школьникам иногда просто хочется попробовать сделать что-то своими руками… Кстати, именно такой позитивный опыт был в советское время, Например, мы и сами посещали еще в конце 60-хх гг. прошлого столетия «Школу юных медиков» при ростовском мединституте, когда уже на практических занятиях нам даже разрешали вести прием пациентов на базе центрального городского травпункта (за исключением сложных случаев, когда подключались уже настоящие специалисты-травматологи)…

Можно вспомнить и о системе «профессиональных проб», разработанных японским профессором С.Фукуямой (1989), когда в течение трех лет старшеклассники в обязательном порядке знакомятся с основными сферами японского производства, практически работая в специальных учебных мастерских на профильных предприятиях. В итоге, к моменту окончания школы, японские выпускники хорошо сориентированы и обычно делают достаточно осознанные выборы. Может, и этим объясняется феномен «японского чуда», когда все было вложено на создание высокотехнологичной экономики, основанной, прежде всего, на грамотной профориентации и системе образования. К сожалению, сейчас, в современной России для многих организации и предприятий организация такой работы со школьниками и учащимися колледжей покажется «роскошью».

Для наших предпринимателей и руководителей (даже государственных организаций) гораздо важнее приобретать дорогие персональные автомобили (которые можно покупать в собственность уже через год как «списанные» за гораздо меньшую цену), содержать целые армии охранников и организовывать баснословные по своей стоимости «корпоративы-пьянки» (типа, «для сплочения коллектива») и все такое прочее…

Если несколько пофантазировать и помечтать о «лучших временах» (а они, несомненно, наступят!!!), то можно выделить следующие основные дискуссионные идеи о совершенствовании системы взаимодействия «школы-колледжа-вуза-организации» :

1.Со стороны власти важно создать организационные условия для такого взаимодействия, поощряющие все потенциальных участников к поиску общих интересов. А общий интерес должен определяться общей целью – формирование достойных граждан своей страны (см. раздел 1.1). Помимо материальных условий и стимулов (льготного налогооблажения и т.п.), важно создать систему моральных стимулов, направленных на поднятие престижа и укрепления репутации участников взаимодействия. Например, к числу моральных стимулов можно отнести широкое оповещение об этом в СМИ, особые звания, статус, а может и некоторые дополнительные права (например, право на прием талантливых абитуриентов по своим правилам и т.п.).

2.Признание того факта, что ранняя одаренность у некоторых школьников может проявляться и в отношении изучения таких дисциплин, которые должны осваиваться только в вузе. В этой связи создать условия для возможности самостоятельного изучения некоторых дисциплин, не предусмотренной школьной программой и сдачей школьниками соответствующих экзаменов. Мы вполне допускаем, что некоторые увлеченные старшеклассники смогут успешно конкурировать в этом даже с студентами. И если экзамены будут успешно сданы (а также написаны и успешно опубликованы статьи по интересующему школьника вопросу), то для него это будет прекрасным стимулом и для поступления в соответствующий вуз. Понятно, что такая подготовка к экзаменам предполагает реальное сотрудничество школы и вуза. Но мы об этом пока рассуждаем скорее плане фантазии (проектирования возможного будущего), хотя некоторые реальные примеры воплощения этой идеи можно найти и в наше время и в истории, когда талантливые подростки экстерном заканчивали университеты…, а некоторые юноши командовали полками…, а некоторые школьники делали математические открытия или писали…

Для повышения общей мотивации (и школьников, и учащихся колледжей, и студентов, и преподавателей) можно было бы работать над конкретными проектами. Желательно, чтобы это был не один грандиозный проект, а множество маленьких проектов, где участники не смогли бы отделаться формальным присутствием. Опыт показывает, что именно участвуя в совместной деятельности и сталкиваясь с реальными сложностями, человек начинает понимать, что для решения проблем нужны и знания, и умение сотрудничать друг с другом. А для преподавателей – это прекрасный способ продемонстрировать важность знания при решении проблем, а также – хорошая экспериментальная площадка для совершенствования своего умения доносить свои знания доходчиво и до студентов, и до школьников.

3.Признание того факта, что школьники вполне способны выполнять многие профессиональные функции, не хуже взрослых . Понятно, что для формирования настоящего профессионала нужны и образование, и опыт, и личностная, и гражданская зрелость (развитая ответственность). Но ведь и не все взрослые (профессионалы) могут похвастаться тем, что в полной мере обладают и хорошими знаниями, и опытом, и гражданской зрелостью… Можно приводить множество примеров, когда для выполнения некоторых работ достаточно домашнего самообразования или обучения у знакомых (по схеме ремесленной подготовки), естественно, основанного на высокой увлеченности и мотивации. Мы уже упоминали собственный пример, когда на «кураже» мы со сверстниками (учащегося 8-го класса) быстро освоили нехитрые приемы оказания медицинской помощи пациентам городского травпункта в Ростове-на-Дону. Врачи-терапевты нам (практикантам «Школы юного медика») даже разрешили вести прием, пока не появлялись сложные случаи (открытие переломы, излишне нервные и возбужденные больные и т.п.). А мы еще и гордились, что внешне были похожи на настоящих врачей и к нам даже обращались – «Доктор, помогите!»… Примечательно, что самый увлеченный из нас так и не смог поступить в ростовский мединститут, хотя пытался сделать это несколько раз: проклятые экзамены по физике и химии (!). А ведь, наверняка, мог бы с стать прекрасным хирургом, если бы еще тогдашняя система отбора абитуриентов была бы более разумной…

Другие примеры из армейской службы. Мы не раз наблюдали, как обычные рядовые солдаты серьезно консультировали своих офицеров, закончивших высшее военно-техническое училище по вопросам сложного ремонта военной техники. А все потому, что солдаты – из деревень, где они с раннего детства знают эту технику наизусть (заметим, без специального образования!). Можно привести многочисленные примеры из современной жизни, когда школьники-двоечники демонстрируют готовность работать с современной компьютерной техникой и нередко их даже приглашают (легально или не легально) сотрудничать с компьютерными фирмами…

Мы считаем, что школьникам обязательно следует давать возможность проявлять свои возможности не только в учебном или досуговом, но и в настоящем труде, получая за это соответствующее вознаграждение. Понятно, что необходимо ограничить такое привлечение школьников к труду, ведь важнее для них должна быть именно учеба. Речь идет лишь о нахождении разумного соотношения работы (на добровольной основе) и учебы (на обязательной основе)…

Здесь также наиболее эффективной формой сотрудничества могли бы стать совместные проекты по решению практических (производственных) проблем (при взаимодействии школы, колледжа и предприятий).

3.Большие споры вызывает сейчас идея многоуровневой подготовки специалистов. Фактически, многоуровневость была и раньше, например, начальное, среднее и высшее образование. Сейчас многие ломают голову, чтобы понять достоинства и недостатки системы бакалавр-магистр. Мы считаем, что нельзя соотносить многие профессии с определенным уровнем образования. Например, каким бы высококвалифицированным не был бы токарь шестого разряда, он всегда относится к начальному профессиональному образованию, даже когда к нему ходят консультироваться инженеры и остепененные конструкторы (типичная ситуация на оборонных предприятиях советского периода). Сейчас все чаще раздаются призывы ввести «технический бакалавриат», позволяющий относить высококвалифицированных рабочих хотя бы к уровню бакалавра… Нам же думается, что во многих профессиях следует выделить свои уровни мастерства таким образом, чтобы высококвалифицированный парикмахер не чувствовал свою ущербность по сравнению с высококвалифицированным ученым или фермером. Понятно, что в реальности существуют нелепейшие несостыковки по оплате труда разных специалистов, что еще больше затрудняет выравнивание статусов представителе разных профессий, обладающих примерно одинаковым уровнем мастерства. Но здесь есть, над чем думать…

4. Проблема многопрофильности (универсальности, разносторонности, политехничности) образования, когда человек все больше уходит от «узкой специализации» и развивается в разных направлениях. Такое развитие благотворно для экономики и для конкретных организаций, поскольку разносторонний работник легче переключается на новые задачи, он не требует больших вложений в его образование, а потому он – более рентабелен и эффективен (при условии включения его в систему непрерывного образования). Но это благотворно и для самого работника, ведь известно, что профессиональные деструкции личности чаще возникают у работника, вследствие его многолетней однообразной работы. Освоение разных специальностей (и получение соответствующих дипломов и сертификатов) расширяет возможности и для трудоустройства. Более того, у человека появляется возможность более серьезно освоить и те виды деятельности, где наблюдается высокая конкуренция (артистические профессии, сфера науки и искусства и т.п.). Например, человек работает по основной профессии, но на досуге выполняет более интересную для себя работу, но как любитель (не за деньги, а для «души»).

Нам представляется, что в ближайшей перспективе такое расширение профессионального кругозора станет даже востребованным на современных производствах. Объяснение здесь следующее. Современный человек в технологическом плане становится все более совершенным. Современные информационные технологии сделали для него доступным многие сферы деятельности, т.е. современный человек стал более образованным и информированным, чем человек, живший всего лишь несколько десятилетий назад (мы здесь не станем обсуждать проблему ценностно-смысловой деградации современного человека).

Такая осведомленность и образованность часто делают для него не интересными многие виды деятельности, которые раньше считались сложными. В итоге, современный человек часто скучает на работе и деградирует, не имея возможности применить (реализовать) весь свой немалый потенциал. Недаром появились такие термины как «офисный планктон», а некоторые книги называются еще страшнее – например, книга американского автора Дэвида Болоховера «Живые мертвецы. Шокирующая правда об офисной жизни» (2006), в которой приводится масса примеров откровенной тупизны и бестолковой работы, даже несмотря на то, что люди работают на компьютерах, в современных интерьерах и т.п. Нередко «спасением» для таких работников являются склоки, развлечения, пустые разговоры в курилках, игры на компьютере и путешествия по сайтам Интернета (по Болоховеру, в среднем – до 1,5 часов в неделю) – по принципу, «лишь бы не отупеть окончательно!».

В этих условиях можно предложить более достойные варианты сохранения (и самосохранения) психического здоровь и самоуважения работников в условиях все усиливающейся примитивизации их труда (по отношению к возрастающему уровню образования и осведомленности сотрудников): 1) расширение досуговой деятельности, предполагающей такую же профориентацию по выбору наиболее подходящих увлечений; 2) пересмотр, оптимизация графиков работы во многих организациях, когда высвободившееся время можно было бы тратить либо на развивающий досуг, либо на выполнение работ по другим профессиям (если работник их освоил), либо выполнение некоторых работ вообще на дому (современный Интернет делает это все более доступным и даже желательным, т.к. организация меньше тратит средств на аренду и оснащение помещений, на оплату транспортных услуг по доставке работников и т.п.).

Наконец, у самого работника (если он освоил разные специальности) появляется возможность со временем менять род своей деятельности или делать в работе значительный перерыв, занимаясь другим делом. Опыт показывает, что особенно в творческих профессиях, это даже повышает эффективность труда. Например, преподаватель вуза, который иногда со временем «одуревает» от лекций, семинаров и экзаменов, может пойти работать по своему профилю на производство или заняться научными исследованиями, а то и пойти в школу. Набравшись новых впечатлений, он может опять вернуться к преподавательской деятельности с новыми силами и с новой мотивацией. Студенты т этого только выиграют.

Повторяем главную мысль – будущее за разносторонними работниками. К сожалению, второе профессиональное образование у нас – платное… При этом в развивающихся организациях часто повышение квалификации и переподготовка персонала осуществляются в обязательном порядке и, естественно, за счет само организации, т.к. развитие человеческого ресурса – это важнейшее условие эффективности, что предполагает существенные вложения в персонал (отсюда и термин – «человеческий капитал», означающий, что эти вложения являются основой процветания фирмы). Но в обществе некоторые очень важные люди этого не понимают: наверное, плохо учились и плохо разбираются в менеджменте, в экономике, в политике. Хотя, мы обсуждаем вопросы, понятные даже на уровне здравого смысла…

Представленные выше «фантазии» могут стать темами для специально организованных дискуссий по проблеме совершенствоания взаимодействия «школы-колледжа-вуза- предприятия». Эти дискуссии могли бы быть полезными для руководителей, работников образования, а также – для самих школьников и учащихся колледжей, ведь именно им в недалеком будущем преобразовывать страну…

Глава 4. ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ

ПРОГРАММ, ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ И

Министр труда и социального развития Республики Дагестан ,
к. э. н., г. Махачкала
minzt@ datacom. ru

Актуальность создания эффективной целостной системы профессиональной ориентации и профессионального обучения молодежи обусловлена, прежде всего, общими задачами государственной молодежной политики, нацеленной на обеспечение права молодежи на образование и труд, в том числе за счет предоставления стартовых возможностей для трудоустройства, развития интеллектуального и духовного потенциала, ориентирования на правильно сделанный профессиональный выбор.

В связи с этим для создания условий для самореализации молодого человека и обеспечения его занятости органы службы занятости населения уделяют, особенно в последние 2 – 3 года, все большее внимание вопросам профессионального самоопределения молодежи, с тем, чтобы не допустить массовый выход на рынок труда молодых граждан, либо вообще не имеющих профессии либо обладающих бесперспективными профессиями, и являющихся по сути потенциальными кандидатами в «ряды» безработных.

В Республике Дагестан, относящейся исконно к трудоизбыточным регионам Российской Федерации и характеризующейся складывавшимся на протяжении десятилетий отставанием темпов создания рабочих мест от прироста численности трудовых ресурсов, связанным, прежде всего, с высоким естественным приростом населения и соответственно значительно большей, чем в целом по Российской Федерации, долей молодежи, вступающей в рабочий возраст, проблема занятости молодежи всегда являлась наиболее актуальной. Так, при удельном весе молодежи в общей численности населения в целом по Российской Федерации в 18 – 19%, в Республике Дагестан этот показатель всегда превышал 25%, а по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года доля молодежи возросла уже до 26,8%. В то же время в результате отсутствия в районах и городах достаточного количества рабочих мест, особенно для молодежи, вступающей в рабочий возраст, уже к 1990-м годам, т. е. до начала активного реформирования экономики, около 20% трудоспособного населения республики оставалось не вовлеченными в общественное производство, из которых значительная доля приходилась на молодежь в возрасте от 16 до 29 лет (до 30%).


С переходом к рыночной экономике и увеличением общей нагрузки на рынок труда проблема занятости молодежи приобрела еще большую актуальность и остроту в связи с тем, что при практически сохраняющихся высоких темпах прироста трудовых ресурсов вступление молодежи в трудоспособный возраст происходило уже в условиях сокращения даже имевшегося числа рабочих мест. В частности, транспортная и по сути экономическая блокада из-за обострения общественно-политической ситуации в соседних с Республикой Дагестан регионах привела к тому, что многие из предприятий и организаций республики практически приостановили свое производство. При этом если по промышленным предприятиям, расположенным в городах и предоставлявшим основную часть рабочих мест для молодежи, произошло двух-трехкратное уменьшение числа работающих, появились вынужденные отпуска по инициативе администрации и работа в режиме неполного рабочего времени , то в сельской местности была полностью приостановлена деятельность многих филиалов и цехов промышленных предприятий, а главное – расформировано и ликвидировано значительное число колхозов и совхозов, являвшихся практически основой производительных сил, как для всего сельского населения, так и для молодежи.

В целом вследствие всего этого за последние 10 лет (с 1994 по 2004 год) прирост численности трудовых ресурсов, не обеспеченных рабочими местами, составил более 100 тысяч человек, и уже свыше 27% трудоспособного населения Дагестана (против 20% к началу 1990-х годов) оказалось незанятым в экономике республики. Кроме того, уровень зарегистрированной безработицы в Республике Дагестан превысил 5% экономически активного населения против 2,7% в среднем по Российской Федерации, а из общей численности безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения городов и районов, доля молодежи в возрасте от 16 до 29 лет составляет почти 40% против 29% в среднем по Российской Федерации.

Говоря о положении молодежи на современном этапе, необходимо отметить, что безработица среди молодых граждан приводит не только к экономическим лишениям самих молодых людей, но и к снижению научно-технического и профессионального потенциала предприятий, ограничению возможности их экономического роста. Одновременно с этим крайне негативные социальные и экономические последствия имеет безработица среди выпускников учреждений профессионального образования , обусловленная недостаточной ориентацией системы образования на потребности рынка труда. Правда, с определенной долей оптимизма можно отметить, что в составе официально зарегистрированных в Республике Дагестан безработных граждан удельный вес выпускников учебных заведений всех уровней составляет всего 3,3% против 7,2% в среднем по Российской Федерации. Но вместе с тем, как показывает практика, работодатели зачастую не "жалуют" молодежь именно по причинам отсутствия опыта работы, низкой квалификации, а порой и вообще из-за отсутствия профессионального образования и какой-либо специальности.

В этих условиях одним из основных механизмов, способствующих смягчению и предупреждению молодежной безработицы, является организация и функционирование на региональном рынке труда единой системы профессиональной ориентации и профессионального обучения граждан, направленной на обеспечение конкурентоспособности и активности граждан на рынке труда путем содействия в последующем выборе оптимального для них вида занятости с учетом индивидуальных интересов, потребностей и возможностей каждого человека. И многое при этом зависит от способности органов службы занятости населения предоставить квалифицированную помощь гражданам, и в особенности впервые попадающим на рынок труда, при принятии ими решения о выборе или смене профессии.


Основная предназначенность профессиональной ориентации населения, проводимой службой занятости населения, заключается в предоставлении населению, и в первую очередь молодежи, учащимся выпускных классов общеобразовательных школ информации о состоянии рынка труда, содержании и перспективах развития рынка профессий, потребностях хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, а также в оказании консультативной помощи и необходимого содействия обратившимся в центры занятости населения в выборе (перемене) профессии, профиля профессионального обучения. Методы и направления профессиональной ориентации, используемые специалистами центров занятости населения, различны для определенных категорий граждан, которым предоставляются профориентационные услуги.

В частности, профессиональная ориентация молодежи направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь молодым людям – выпускникам общеобразовательных школ определиться в мире профессий и сориентироваться в выборе своей последующей профессиональной деятельности . Анализ результатов данных анкетирования учащихся старших классов общеобразовательных школ свидетельствует о том, что молодежь и нацеливает себя, как максимум, на профессий, тогда как на рынке труда представлено более 25 тысяч специальностей. В результате молодые люди, вступающие в рабочий возраст, нередко приобретают профессии, заведомо неконкурентоспособные на рынке труда, по которым уже сложился избыток рабочей силы. В связи с этим органы службы занятости населения вынуждены уделять все большее внимание вопросам профессионального самоопределения молодежи, проведению превентивных мероприятий, направленных на профилактику безработицы среди них, с тем, чтобы не допустить массовый выход на рынок труда молодежи с бесперспективными, с точки зрения работодателей, профессиями.

Прежде всего, с целью оказания помощи молодежи в профессиональном самоопределении и принятии осознанного решения в выборе профессионального пути силами профконсультантов центров занятости населения в городах и районах проводится работа по профессиональной ориентации в школах. При этом для проведения этой работы Центры занятости населения в городах и районах ежегодно заключают договора по предоставлению профессиональной информации и профессиональной консультации учащимся выпускных классов в сельской местности с каждой общеобразовательной школой, а в городах – с управлениями образованием. Согласно договору, школа информирует соответствующий Центр занятости населения о дате, времени и месте проведения профориентационного занятия, предоставляет помещение и обеспечивает контингент учащихся. Со своей стороны Центр занятости населения в согласованные со школой сроки направляет инспектора-профконсультанта, который осуществляет профессиональное информирование учащихся о состоянии рынка труда, перспективных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к человеку, предоставляет профессиональные консультации учащимся по вопросам соответствия их профессиональных намерений способностям. На основании заключенных договоров центры занятости населения в городах и районах разрабатывают Программы оказания превентивных профориентационных услуг учащимся выпускных классов общеобразовательных школ и составляют планы-графики посещения указанных общеобразовательных учреждений.

Программы оказания превентивных профориентационных услуг учащимся выпускных классов общеобразовательных школ включают в себя перечень профориентационных мероприятий, которые будут проведены в той или иной школе, а именно – лекции или практические занятия, тестирование, анкетирование, тренинги, тематические экскурсии на предприятия, профориентационные игры, конкурсы творческих работ и другие мероприятия. В результате использования в работе специалистами-профконсультантами профессиограмм школьники знакомятся с профессиями и набором базовых компетенций и способностей, необходимых для выполнения той или иной работы, путями освоения профессии, получают представления о медицинских показаниях и противопоказаниях по конкретной специальности. Помимо этого применение психологических тестов и методик, таких как анкета "Ориентация", дифференциально-диагностический опросник и других, позволяет выявить умения и способности будущих выпускников к различным видам профессиональной деятельности, а также профессионально важные качества и типы личности. Результаты этого тестирования позволяют старшеклассникам определиться с имеющимися у них склонностями и желаниями получить ту или иную профессию, но с учетом ее конкурентоспособности на современном рынке труда конкретного города или района.

Наряду с расширением видов оказываемых органами государственной службы занятости населения профориентационных услуг увеличиваются и масштабы проводимой ими профориентационной работы. Так, за период с 2000 по 2004 годы более 150 тысяч учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ в Республике Дагестан получили услуги по профессиональной ориентации через Центры занятости населения городов и районов. Причем если в 2000 году удельный вес школьников, получивших профориентационные услуги, составил всего 10% и профориентационными услугами воспользовался 1 из 10 старшеклассников, в 2003 году этот показатель превышал 30%, то в 2004 году профессиональной ориентацией было охвачено уже до 80% учащихся выпускных классов общеобразовательных школ.

Одновременно с этим большое значение придается и улучшению качества предоставления профориентационных услуг. Так, начиная с 2002 года активизирована работа по взаимодействию специалистов центров занятости населения со школьными психологами, организуются экскурсии на промышленные предприятия, а дни службы занятости в школах и Дни открытых дверей в Центрах занятости населения уже стали привычными акциями.

Еще одним направлением профессиональной ориентации, проводимой Центрами занятости населения при участии учреждений образования, работодателей и при поддержке органов местного самоуправления является ежегодное проведение Дней профессионального самоопределения молодежи с одновременной организацией ярмарок учебных мест и молодежных вакансий для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ и безработной молодежи. Причем в апреле 2004 года во всех районах и городах республики был впервые проведен Единый день профориентации молодежи "Выбор профессии", а в апреле – мае 2005 года проводился месячник оказания профориентационных услуг учащимся выпускных классов общеобразовательных учреждений «На пороге выбора профессии». Указанные массовые информационные акции проводятся с целью оказания содействия безработным гражданам, и в первую очередь безработной молодежи, в поиске подходящего рабочего места, работодателям – в отборе необходимых им работников, учебным заведениям – в комплектовании учебных групп, а молодежи – в выборе своей будущей профессиональной деятельности. Организуя встречу работодателей и руководителей учебных заведений с молодыми гражданами, ищущими работу, и выпускниками общеобразовательных школ, органы службы занятости населения обеспечивают их непосредственный контакт, ведь получая полную информацию об имеющихся вакансиях от кадровой службы самого предприятия, у безработного повышаются шансы найти работу, а само предприятие получает возможность выбрать нужного им кандидата в соответствии с предъявляемыми к нему квалификационными требованиями. При этом служба занятости населения выступает уже не только как посредник между работодателем и безработным, но и как активный участник, обеспечивающий функционирование рынка труда.

В целях организации профессионального ориентирования молодежи на выбор рабочих профессий, пользующихся спросом на рынке труда, в восьми городах республики (из десяти) органами службы занятости населения проведено профориентационное мероприятие “День пропаганды рабочих профессий для учащейся молодежи”, в котором приняли участие более 3400 учащихся школ старших классов, не определившихся в выборе профессии. Распределившиеся по секциям работники Центров занятости населения предлагали вниманию будущих выпускников школ профессиональную информацию, профессиональную консультацию, тестирование, тренинги. В ходе профессионального консультирования учащиеся ознакомились с видеопрофессиограммами наиболее востребованных у работодателей рабочих профессий. Более 1000 учащихся участвовали в комплексном профессиональном тестировании по методикам “Матрица выбора профессии”, “Экспресс-ориентация”. Большой популярностью у старшеклассников пользовалась секция, в которой проводился тренинг “Мой характер и профессия”, направленный на формирование у старшеклассников позитивного отношения к любой профессиональной деятельности. В соответствии с программой мероприятия состоялись встречи с работодателями, представителями промышленных предприятий, информационные беседы о самых популярных на сегодняшний день профессиях. В течение дня проводилось социологическое исследование с целью изучения профессиональных намерений учащихся, в рамках которого большинство участников Дня пропаганды рабочих профессий на вопрос анкеты "Как Вы относитесь к проведению службой занятости подобных мероприятий" ответили, что они необходимы, так как помогают решать вопросы трудоустройства.

Кроме того, под эгидой Центров занятости населения в мае 2005 года в городах республики проведены «Дни пропаганды военной профессии», в рамках которых представители призывных отделений военных комиссариатов предоставили будущим выпускникам подробную информацию о людях военной профессии, ее преимуществах, льготах, которыми пользуются семьи военнослужащих, правилах предварительного медицинского и психологического отбора на военные специальности в образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, в которых их можно получить, требованиях, предъявляемых к поступающим.

В целях определения профессиональных склонностей молодежи, адаптации к трудовой деятельности, развитию творческого потенциала органами службы занятости совместно с органами управления образованием проведен республиканский конкурс “Я выбираю профессию” на лучшее сочинение среди учащихся выпускных классов общеобразовательных учреждений, в котором приняли участие более 1200 учащихся 9-х и 11-х классов из всех городов и 26 районов республики. Победителям конкурса, наиболее интересно и мотивированно осветившим вопросы выбора будущей профессии по различным номинациям, были вручены дипломы и памятные призы.

Другим направлением профессиональной ориентации молодежи, используемым органами службы занятости населения, является психологическая поддержка, основной целью которой является предупреждение развития негативных тенденций в психологии молодых людей, преодоление трудностей личностного роста, усиление мотивации решения проблем собственного трудоустройства, обучение необходимым навыкам коммуникации для установления успешного психологического контакта с потенциальными работодателями. Такого рода услуги предоставляются безработным гражданам при посещении ими Центров занятости населения по специальным тестам и соответствующим психологическим методикам.

Как одна из наиболее эффективных форм оказания психологической помощи безработным гражданам из числа молодежи и обучения навыкам самостоятельного поиска работы в относительно короткие сроки все большую актуальность приобретает Программа социальной адаптации на рынке труда «Клуб ищущих работу», право участия в которой Центрами занятости населения, предоставляется, в первую очередь, молодым гражданам, испытывающим наибольшие затруднения с трудоустройством. Реализуемая в Клубах технология поиска работы позволяет выявить и устранить слабые стороны при индивидуальном поиске вариантов трудоустройства, повысить мотивацию и приобрести навыки самостоятельного поиска работы. Только в 2004 году из 500 безработных граждан, посещавших Клубы ищущих работу, трудоустроились более половины.

Одной из упреждающих мер по предупреждению роста безработицы среди молодежи является и всеохватывающая профессиональная подготовка. Ее главная задача – не допустить выхода подростков на рынок труда без первоначального профессионального образования, предоставить им возможность приобрести профессию или специальность, пользующуюся спросом на рынке труда, с целью последующего трудоустройства, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости. При этом деятельность Центров занятости населения городов и районов направлена и на расширение масштабов профессионального обучения безработных граждан, прежде всего из числа молодежи. Так, если в 2000 году на профобучение было направлено 1,7 тыс. состоящих на учете безработных, в 2002 году – 2,5 тыс. человек, то в 2004 году возможность пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку предоставлена уже 5,4 тысячи безработных граждан, практически все из которых не достигли 29-летнего возраста. В 2005 году центрами занятости населения на профессиональное обучение планируется направить свыше 9 тыс. безработных граждан, что в свою очередь уже в 2 раза превысит объемы профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан за 2004 год.

В целях формирования учебно-производственной базы для осуществления профессионального обучения безработных граждан ежегодно проводятся открытые конкурсные торги по отбору образовательных учреждений и организаций. Причем при подведении итогов конкурсных торгов органами службы занятости учитываются состояние учебной базы, показатели по стоимости и срокам обучения, количеству учебных часов, а также наличие возможности предоставления учебным заведением условий для проживания на период обучения. Для организации направления на профессиональное обучение безработных граждан органы службы занятости населения заключают с соответствующими учебными заведениями договора (государственные контракты), в рамках которых предусматриваются выплата стипендии безработным гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости населения, частичная компенсация расходов учебных заведений (согласно представляемых калькуляций) на профессиональную подготовку граждан, направленных службой занятости населения.

На 2005 год банк учебно-курсовой сети, используемый органами службы занятости населения в Республике Дагестан, включает в себя 39 образовательных учреждений республики всех уровней, в которых может осуществляться профессиональное обучение безработных граждан по 66 профессиям и специальностям. Так, в соответствии с конъюнктурой рынка труда и запросами работодателей обучение по направлению центров занятости населения городов и районов проводится по таким специальностям, как оператор-пользователь ЭВМ, электросварщик, лифтер, слесарь-сантехник, оператор котельной для жилищно-коммунального хозяйства и др. В сфере бытового обслуживания обучение проводится по профессиям парикмахер, портной, электромонтер, радиотелемастер. Одновременно с этим для обеспечения потребности крупных промышленных предприятий в рабочей силе проводилась работа по профессиональному обучению безработных граждан непосредственно на рабочих местах. В частности, только в 2004 году на ученических рабочих местах с использованием учебно-производственной базы ОАО "Стекловолокно" (г. Махачкала) организовано профобучение 114 безработных граждан, ОАО "Концерн КЭМЗ"(г. Кизляр) – 60 чел., ОАО "Завод Дагдизель" (г. Каспийск) – 35 чел. с последующим их гарантированным трудоустройством на этих же предприятиях. Вместе с тем, учитывая, что число безработных в республике значительно превышает потребность работодателей в дополнительной рабочей силе, Центрами занятости населения городов и районов организуется и обучение по профессиям, позволяющим безработному организовать собственное дело, заняться индивидуальной трудовой деятельностью , работать в коммерческих структурах.

Помимо перечисленных мероприятий по комплексу профориентационных услуг и направления на профессиональное обучение безработных граждан, Центрами занятости населения в целях предупреждения и снижения уровня безработицы среди молодежи обеспечивается организация временной занятости подростков, в том числе в свободное от учебы время. При этом основными видами деятельности несовершеннолетних, применяемыми в республике, являются ремонт мелкого школьного инвентаря, работы по благоустройству территорий, оказание социальной помощи престарелым гражданам и инвалидам. Только в 2004 году свыше 15 тысяч подростков были задействованы при выполнении указанных видов работ с оплатой их труда за счет средств федерального бюджета .

В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений, граждан, уволенных с военной службы, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц моложе 18 лет, испытывающих трудности в поиске работы, администрациями городов и районов по представлению соответствующих центров занятости населения ежегодно осуществляется квотирование рабочих мест для их трудоустройства. Причем ежегодно до 2 – 2,5 тыс. молодых людей трудоустраиваются по направлению центров занятости населения в порядке установленной квоты, а сам уровень использования имеющейся квоты растет, и в 2004 году он составил уже свыше 70% от заквотированного числа рабочих мест.

В целом же, принимая во внимание, что и рынок труда, и в особенности работодатели, объективно заинтересованные в качестве рабочей силы, предъявляют жесткие требования к работнику, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность молодежи несколько ниже в сравнении с другими категориями населения. Так, если в 2004 г. в целом по Республике Дагестан уровень трудоустройства обратившихся в центры занятости населения в поисках работы граждан составил 65,2%, то среди обратившейся за содействием в трудоустройстве молодежи уровень трудоустройства не превысил 56% их общего числа.

Вместе с тем следует отметить, что хорошо образованная, профессионально подготовленная молодежь по востребованным работодателями специальностям была и остается конкурентоспособной на рынке труда, более того – этот процесс набирает силу. Конечно, иногда гражданин действительно не может найти работу в силу каких-либо объективных причин. В этом случае гражданам, в том числе и выпускникам, признанным безработными, гарантирована социальная помощь в виде выплаты пособия по безработице, а также социальная поддержка на время профессиональной подготовки и поиска работы. Важно только, чтобы поиск не затягивался, ведь каждый потерянный без работы день может расцениваться работодателем как "минус" соискателя на рабочее место.

Исходя из изложенного и принимая во внимание то, что обеспечение занятости молодежи является важнейшим составляющим не только государственной политики содействия занятости, но и одним из приоритетов социальной политики в целом, на наш взгляд, необходимо использовать следующий комплекс дополнительных мер по профориентации, профессиональному образованию и практической производственной подготовке молодежи в целях использования их потенциала для дальнейшего развития экономики.

Прежде всего, с учетом опыта проводимых мероприятий в области профессиональной ориентации молодежи, органы службы занятости населения должны обратить внимание на еще одну группу подростков – учащихся 7 – 8 классов общеобразовательных школ, так как именно в этом возрасте у детей начинают формироваться первые представления о выборе будущей профессии, и главное здесь – вовремя сориентировать подростков на перспективные специальности, которые будут пользоваться спросом на рынке труда через 8 – 9 лет. Кроме того, видится целесообразным введение в школах теоретических и практических уроков, посвященных правильному выбору будущей профессии, которые могут проводиться силами школьных психологов при методической поддержке профконсультантов органов службы занятости.

Еще одной группой молодежи, которой сегодня практически не оказываются профконсультационные услуги, являются выпускники высших учебных заведений. В то же время предоставление им своевременной консультационной помощи с целью формирования эффективного поведения на рынке труда и навыков поиска подходящей работы, безусловно, будет способствовать их скорейшей адаптации на рынке труда, в связи с чем органы службы занятости населения планируют с 2005 года охватывать и эту категория граждан консультационными услугами.

В настоящее время видится целесообразным восстановление программы "Молодежная практика" для выпускников профессиональных учебных заведений, чьи профессиональные способности и навыки оказались невостребованными на рынке труда. Эта программа позволяла молодежи пройти адаптацию в производственном коллективе , наработать начальные трудовые навыки и получить постоянную работу, закрепившись в коллективе по результатам собственной работы и отношению к делу.

Кроме того, одним из вариантов стажировки выпускников, приобретения ими практических навыков работы могла бы стать и система кредитования производственной практики с использованием возвратных средств.

Наряду с подготовкой кадров, важное значение имеет принятие мер по закреплению молодых специалистов на предприятии, в том числе за счет установления им доплат, надбавок, других выплат стимулирующего характера к выплачиваемой заработной плате , льгот по обеспечению детскими дошкольными учреждениями, жильем и другими социальными гарантиями . При этом следует иметь в виду, что для выпускника крайне важно иметь длительный начальный период его работы на одном месте, так как именно это практически всегда является определяющим в последующей карьере и должностном росте.

Актуальными в условиях Республики Дагестан являются и вопросы развития молодежного предпринимательства посредством оказания необходимых услуг молодежи в вопросах получения ими различных консультаций, разработке бизнес-планов, маркетинговых услуг, ведения постоянно обновляемого реестра молодых предпринимателей, предоставления необходимых для открытия собственного дела кредитных средств. Этими вопросами более активно должны заниматься соответствующие структуры по развитию малого предпринимательства и потребительского рынка, осуществляющие кредитование сферы малого бизнеса, создавая в районах и городах широкую сеть центров содействия молодежному предпринимательству.

Предметом постоянного внимания органов исполнительной власти должна стать подготовка высококвалифицированных кадров по рабочим специальностям. Так, в связи с передачей вопросов функционирования системы профтехобразования регионам остро стоит вопрос ее реформирования, поскольку уровень подготовки специалистов в профессионально-техничес-ких училищах и получаемый выпускниками квалификационный разряд не соответствуют потребностям предприятий и организаций, в том числе и заявляемым ими в центры занятости населения по месту своего расположения. В связи с этим предлагается создание на базе имеющихся профессиональных училищ многопрофильных центров подготовки рабочих кадров, специалистов для социальной сферы, предпринимателей, центров развития ремесленничества.

В целях повышения качества подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием по востребованным на рынке труда профессиям, исключения массового дублирования выпуска учащихся и студентов по одним и тем же специальностям в различных государственных и негосударственных учебных заведениях, на наш взгляд, необходимо определиться по каждой значимой для экономики региона специальности с базовым учебным заведением, осуществляющим профессиональную подготовку по ней. Данные учебные заведения могут выступать не только как методологические центры, но и совместно с органами службы занятости населения отслеживать конъюнктуру рынка труда, своевременно внося предложения по корректировке объемов и направлений подготовки специалистов. Сегодня же, зачастую выпуск учащихся и студентов осуществляется по одним и тем же специальностям, не пользующимся спросом на рынке труда. Более того, таких специалистов одновременно готовят в нескольких образовательных учреждениях разного уровня, в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, на различных долгосрочных и краткосрочных курсах. Получается, что на практике все учат, к примеру, на бухгалтеров, но квалифицированного специалиста-бухгалтера подобрать, как правило, затруднительно при значительной численности состоящих на учете в центрах занятости населения.

Совершенствованию структуры подготовки кадров, сокращению контингента выпускников по профессиям, не пользующийся спросом на рынке труда, на наш взгляд, способствовало бы и активное внедрение в практику контрактной системы подготовки специалистов, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием». В связи с этим особые надежды возлагаются на разрабатываемые балансы спроса и предложения рабочей силы в разрезе образовательных специальностей на рынке труда, в которых на уровне каждого субъекта Российской Федерации происходит увязка потребностей работодателей с объемами и направлениями выпуска специалистов, с учетом потребности регионов в специалистах с высшим и средним специальным образованием. Немаловажное значение при этом имеет согласование объемов и профилей подготовки специалистов, осуществляемой учебными заведениями, расположенными на территории республики. На сегодня, к примеру, все обращения учебных заведений по открытию новых специальностей, представляемые в службу занятости республики, всесторонне анализируются, вплоть до рассмотрения возможности гарантии трудоустройства выпускников по этим специальностям. В этой связи следовало бы повысить заинтересованность высших и средних специальных учебных заведений, Совета ректоров высших учебных заведений в вопросах востребованности на рынке труда выпускаемых ими специалистов.

Все вышеизложенное свидетельствует об особой значимости, в условиях совершенствования государственной политики занятости населения, повышения эффективности профессиональной ориентации и профессионального обучения молодежи как фактора, определяющего их конкурентоспособность на рынке труда в регионах Российской Федерации. Одновременно с этим отмечается, что решение вопросов государственного регулирования процессов подготовки специалистов с учетом потребности рынка труда, безусловно, должно способствовать устойчивому развитию социально-экономического и научно-технического потенциала как отдельно взятых субъектов Российской Федерации, так и в целом государства за счет кадрового сопровождения реализуемых мероприятий и программ.

Loading...Loading...