Щепа роспись по лубу и дереву тиснение. Конспект урока по ИЗО "Щепа

Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков и т.д.

Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д. Он чаще всего на прялках двинских крестьян встречается растительный орнамент, мотивы которого отражают любовь художника к северной природе. Двинские и сухонские прялки отличаются красотой украшения. В их росписях на белом или желтом фоне умело сочетаются красный и черный, зеленый и голубой цвета.

На Севере был особенно развит графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.

Плавный растительный орнамент с характерным мотивом стрельчатого листа подчеркивает строгую выразительность форм предметов. Стиль пермогорских росписей сложился под воздействием развитых по соседству сольвычегодских и великоустюжских эмалей, чернения по серебру, тиснения и резьбы по бересте. Этот пласт древнерусской культуры дополнили птицы Сирины, единороги и львы из гравюр и лубочных картинок, а в XIX веке сценки и образы реальной жизни, все больше привлекавшие внимание народных мастеров. Поэтому в пермогорской росписи среди пышного травного узорочья можно видеть плывущую рыбу, хлопотливую курицу и гордо вышагивающего петуха, сцены катаний в санях, застолий и чаепитий.

Характерное для народного искусства изображение части вместо целого применил мастер, расписавший туесок из собрания Русского музея: два окошка и кисти от тяжелых занавесей должны обозначать пышные палаты, где происходит праздничное застолье. Тесно сидят за столом пять человеческих фигур в нарядных одеждах и головных уборах. Как картина в раме, сценка выделяется среди густого растительного орнамента.

На прялке, исполненной известным пермогорским мастером Д. А. Хрипуновым в 1911 году, изображены мужчина и женщина за чаепитием. Подробно переданы стол с самоваром, характерный жест, которым держат блюдца. У ног сидящих кошка и собака, расхаживают куры. На медальоне ножки – пряха за работой и мужчина с гармонью в руках. В таких сценках народный художник запечатлевал свои редкие минуты отдыха. Поэтому они выглядят торжественным ритуалом.

ТЕМА УРОКА: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

5 класс

Личностные УУД: проявлять эстетические потребности, обсуждать и анализировать выполненные работы. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия Русского Севера

Познавательные УУД: различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Создавать композицию росписи в традиции мезенских мастеров.

Коммуникативные УУД : уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами

Цель: формировать знания о художественных образах фольклора; формировать умение работать с шаблоном, ножницами в процессе изготовления птицы-солнца; формировать активность у детей в процессе творческой деятельности; воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому своего народа.

Тип урока: Урок - образ

Оснащение:

Иллюстрация птицы - солнца

Изображение птиц разных видов

Демонстрационный материал с изображением предметов быта из бересты и дерева.

Шаблоны, цветная бумага, альбомный лист, акварельные

краски, ножницы, клей, кисти для клея и акварели.

Сценарий урока

Здравствуйте ребята! Что на ваш взгляд удивительного в нашем классе сегодня? (птицы). Мы с вами встречались с этим образом на предыдущих уроках?(в вышивках, резьбе).Сегодня мы познакомимся с новым промыслом, с историей зарождения, и техникой выполнения (просмотр презентации мезенская роспись) .Скажите, какой основной материал в крестьянском быту? Дерево да береста. Из бересты делают посуду, туеса и бураки. (Продемонстрировать изделия) Их использовали для сбора ягод и грибов. Коробушки и бутыли для хранения продуктов. На русском Севере и на Урале, и в других уголках России украшали берестяную утварь ажурной резьбой, тончайшей работы. Давайте познакомимся с мезенской росписью. Она зародилась в деревнях на реке Мезень. Рассмотрим работы с этой росписью, изображения очень условны. Но при кажущейся неумелости и наивности роспись поражает изящной росписью. В орнаменте использует художник условные знаки, хорошо нам знакомые. Давайте их вспомним, что они обозначают? (ответы детей). Теснением и просечкой украшали ларцы, короба, блюдца, шкатулки. Нарядные узоры радуют глаз своей красотой. А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Щепотная птица, или птица - солнце, появилось на берегу Белого моря в Архангельской области. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме народов Севера - покой охраняли, от нашествий оберегали.

Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах. Послушайте одну из них.

Рассказ учащегося.

В одной семье, живущей в таежной избушке, заболел ребенок тяжелой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, а дело было в конце зимы. Рядом, по вечерам, сидел отец и делал дранки для корзины. Ребенок, устав, видно, лежать в душной избушке, спросил: «Татку, а скоро лето?» «Скоро, скоро, сынок, еще немножко, и будет лето, - ответил отец, и ему пришла мысль подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. - А я тебе сейчас сделаю лето», - сказал он. И сделал птицу: головка, крылышки, хвост - все при ней, как у настоящей. Подвесил ее к потолку у камелька, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья ее задвигались в струях горячего воздуха, который шел от камелька. Ребенок заулыбался и быстро начал поправляться. Заходили соседи, спрашивали, чем же вылечили ребенка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть ее «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным.

Физминутка

Практическая работа учащихся

С помощью шаблона на картон переводят туловище птички

и вырезают его (2-е части);

В туловище птицы делают прорезь для крыльев;

Птицу украшают разноцветными рисунками;

Из тонкой белой или цветной бумаги вырезают

прямоугольник и складывают гармошкой;

Сложенную гармошку продевают в прорезь и симметрично

расправляют по бокам птицы - крылья;

Верхние края гармошки поднимают вверх и фиксируют

клеем или стиплером.

Вторую гармошку разрезать на две неравные части (хохолок и хвост)

Закрепляют между 2-я деталями туловища.

Украшают вырезкой

Хвост и хохолок разрисовывают в северных традициях.

Рефлексия

Д.з. Подготовиться к тесту Роль народных художественных промыслов в современной жизни


Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте Тема 13

Выполнил работу

Щебуняев Владислав Викторович

Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия» станица Вешенская

Основной материал в крестьянском быту дерево и береста.

  • Основной материал в крестьянском быту дерево и береста.
  • Из бересты делают посуду – туеса и бураки для хранения еды, питья, лесных ягод.
  • Из луба, т.е. слоя дерева под корой, короба, хлебницы, набирухи для ягод и грибов.
Из тонкой легкой щепы умельцы мастерят сказочных птиц с пышным, словно веер, хвостом и крыльями.
  • Из тонкой легкой щепы умельцы мастерят сказочных птиц с пышным, словно веер, хвостом и крыльями.
  • Подвешенная к потолку птица кружится даже от легкого дуновения ветерка.
Щепу мастер получал из сосновых чурочек. Старались, чтобы щепа получалась тонкой.
  • Щепу мастер получал из сосновых чурочек. Старались, чтобы щепа получалась тонкой.
  • Затем закладывали одну щепу за другую, цепляя их фигурными краями. Получался нарядный хвост и крылья.
Посуда из бересты Посуда эта прочная: у нее хорошо подогнанное донышко, не пропускающее воду, двойные стенки – внутренняя и наружная, которую мастера называли «рубашка». Берестяную рубашку северяне украшали тиснеными узорами. С помощью прочных деревянных штампиков создавали нарядный рельефный узор. Берестяную рубашку северяне украшали тиснеными узорами. С помощью прочных деревянных штампиков создавали нарядный рельефный узор. Мезенская роспись.
  • Роспись зародилась на реке Мезень.
  • Это работа известного мастера Ивана Фатьянова.
Мезенские мастера украшали своими узорами и прялки.
  • Мезенские мастера украшали своими узорами и прялки.
  • На золотистом фоне преобладает обычно красно-коричневый цвет, дополненный четким графическим рисунком.
Мезенская роспись отличается от других традиционных росписей цветовой сдержанностью и отточенной графикой.
  • Мезенская роспись отличается от других традиционных росписей цветовой сдержанностью и отточенной графикой.
  • Для этого мастера используют металлические перья с тушью, специальные ручки – изографы или тонкие кисти.
ЗАДАНИЕ: ЗАДАНИЕ:
  • Выполни эскиз посуды, в которой представлена мезенская роспись.
  • ВОПРОСЫ:
  • Какие народные художественные промыслы России ты знаешь?
  • Откуда черпают народные мастера образы, сюжеты, орнаменты?
  • Как ты понимаешь выражение «чувство материала»?
Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г. Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б.М. Неменского г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г.


ГЖЕЛЬ


ХОХЛОМА


ЖОСТОВО. Роспись по металлу.


ГОРОДЕЦКАЯ

РОСПИСЬ


Промысел – это мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном.





Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.



Туеса из бересты

Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности. Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска - вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева.




Короб из луба расписной.

Не только на Русском Севере, но и на Урале, в других уголках России украшают берестяную утварь ажурным резным узором.

Хлебница из бересты.

Просечными и тесненными узорами можно украшать берестяные ларцы, короба, блюда, ларцы, шкатулки...


Мезенская роспись

Работы мастера

Ивана Фатьянова

КОРОБУШКИ. Луб, дерево

Мезенская роспись. 1970-е гг.


Бураки из бересты

Набируха для ягод из луба и бересты.


Изделия из щепы


Птица счастья


Закончи предложение:

1).А вы знаете, что сегодня на уроке я...

2).Больше всего мне понравилось...

3).Самым интересным сегодня на уроке было… 4).Самым сложным для меня сегодня было …

5).Сегодня я научился…

6).Сегодня я задумался…


Раскрась птицу (какое у тебя настроение)

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

ТЕМА УРОКА: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

5 Б, В, Г – 14.12.16

5 А класс -15.12.16

Учитель: Меньшикова Д.Н.

Тип урока: комбинированный

Личностные УУД: проявлять эстетические потребности, обсуждать и анализировать выполненные работы. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия Русского Севера

Познавательные УУД: различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Создавать композицию росписи в традиции мезенских мастеров.

Коммуникативные УУД : уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами

Оснащение:

Презентация

Наглядность росписи по дереву

Шаблоны, цветная бумага, альбомный лист, фломастеры, ножницы, клей, кисти.

Задачи: 1. Способствовать формированию знаний о народном художественном промысле – мезенской росписи;

2. Формирование знаний о приемах стилизации форм в орнаменте;

3. Способствовать формированию умений работать графически; совершенствование навыков графической росписи по мотивам мезенской росписи;

4. Способствовать формированию развития конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.

Конспект урока

Орг. Момент Приветствие, проверка готовности к уроку.

1. Мотивация

Что за образ в нашем классе сегодня? (птицы). Слайд 1. Мы с вами встречались с этим образом на предыдущих уроках? (в вышивках, резьбе). Что символизирует птица? (весну и тепло). Хотите узнать, что это за птица дивная?

2. Актуализация

Как вы думаете, из чего сделана эта птица? (Из дерева). Мальчики, на уроках технологии у вас при работе с деревом много щепок остается? Вы применяете их в производстве? (ответы) А птица эта сделана не из цельного дерева, а из щепок, и называют их щепа.

А чем украшена эта птица? (росписью). А какие мы уже заем росписи по дереву? (городецкая, хохлома). Слайд 2.

3. Выявление затруднения: А как еще украшают деревянные изделия кроме росписи? (резьбой, тиснением).

Ребята, а можно кору дерева применить в изготовление утвари? (да). Издавна применяли бересту и луб, чтобы изготовить разную утварь. Сегодня на уроке мы узнаем, что это такое и как этот материал применяют. И познакомимся с вами с последней народной росписью.

Слайд 3. Озвучивание темы: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

4. Постановка целей и задач.

Слайд 4. Цель: - формировать знания о художественном промысле России ;

Научить изготавливать птицу-солнце, применять для ее украшения элементы мезенской росписи.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Сегодня мы познакомимся с новым промыслом, с его историей зарождения, и техникой выполнения. Что же это такое береста, луб и щепа и роспись мезенская!? Вы сейчас по командам озвучите нам. (Работа с информацией).

Команды озвучивают по определению и рассказывают про изделия из материала:

Слайд 5. Команда 1: Береста

Украшали такую утварь ажурной резьбой, тончайшей работы. Теснением и просечкой украшали ларцы, короба, блюдца, шкатулки. Нарядные узоры радуют глаз своей красотой.

Слайд 6. Команда 2: Щепа

Такую птицу мы сегодня научимся делать, только из картона и бумаги.

Слайд 7. Команда 3: Луб

Изделия так же украшали росписью, но особого вида.

Слайд 8. Команда 4: Мезенская роспись

Нам сегодня предстоит выполнить птицу-солнце, что это за птица нам расскажет ученик.

Слайд 9. Рассказ ученика.

Мы сделаем птицу-солнце из картона и бумаги и украсим ее элементами мезенской росписи.

Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнемся и вспомним, как любят отдыхать птички…

6. Физминутка. Слайд 10

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели,
И на место сели (улетают, садятся)

7. Первичная проверка понимания

Какие цвета характерны для мезенской росписи? (красный, черный) Слайд 11, 12

А какие изображения? (простые и условные)

8. Практическая работа учащихся

Что нам нужно для изготовления нашей птицы?

Материал: шаблон туловища, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и карандаши.

Слайд 13

План:

1. Туловище украсить узорами;

2. Склеить части туловища, вставив ленту;

3. Расписать орнаментом по краю крылья, хвост, (хохолок);

4. Сделать гармошку из расписанных частей птицы;

5. Вставить крылья и хвост в разрезы, расправить;

6. Скрепить края хвоста клеем.

9. Оцени себя и друга. Слайд 14

Достижение целей Слайд 15 Чего мы достигли?

10. Рефлексия Слайд 16

А сейчас я хочу, чтобы вы передали мне приветы. Обведите свои ладошки с обратной стороны дневника, и подпишите на каждом пальце свое продолжение фразы.

ДЗ: Повторить все народные художественные промыслы в современной жизни.

Итог урока. Слайд 17 Уборка рабочих мест.

Loading...Loading...