Умк самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. Профориентационная работа профессиональной образовательной организации со школьниками и их родителями

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ШКОЛЬНИКИ / PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION / CAREER GUIDANCE / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Ермаков Дмитрий Сергеевич

Введение. Как следует из требований федеральных государственных образовательных стандартов, одним из важнейших результатов общего среднего образования является осознанный выбор будущей профессии. Вместе с тем осуществление этого выбора довольно сложно. Методология. Исследование проведено на основе анализа литературы и обобщения опыта практической работы, представленного в рамках специального проекта «Профориентация» на Московском международном салоне образования 2017. Результаты. В психолого-педагогической науке представления о факторах, побудительных мотивах, движущих силах и механизмах принятия осознанного выбора весьма разнообразны. За рубежом имеют место концепции свободного развития личности, пространства возможностей, информированного выбора, случайного выбора. В отечественной науке и практике в настоящее время принята концепция . Современное понимание карьеры это не только успешность в профессии, но и успешность всей жизни. Важнейшим средством поддержки профессионального самоопределения школьников является профессиональная ориентация . Сложившаяся в нашей стране в 1960-70-х годах система (в историко-педагогическом аспекте охарактеризованы соответствующие направления и формы работы) нуждается в модернизации, поскольку не соответствует современным требованиям постиндустриального общества. Заключение. Показано, что профориентацию следует понимать не как выбор той или иной специальности, а как надпредметный навык, одну из ключевых компетенций, обеспечивающих на протяжении всей жизни человека (не только в школе) навигацию, адаптацию и востребованность на рынке труда. Помочь в этом призваны как традиционные, так и инновационные средства, методики и формы работы.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Ермаков Дмитрий Сергеевич

  • Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема

    2018 / Касьянова Татьяна Ивановна, Мальцев Алексей Владимирович, Шкурин Денис Вадимович
  • Профессиональное самоопределение старшеклассников: региональный аспект

    2017 / Макаренко Т.А., Панина С.В.
  • Современное осмысление проблем профориентации обучающихся

    2017 / Нечаев Михаил Петрович, Фролова Светлана Леонидовна
  • Использование технологии "веб-квест" в профессиональном самоопределении

    2018 / Царапкина Юлия Михайловна, Якубова Эльмира Юнировна
  • Ориентир - профессиональное будущее

    2016 / Асеева Светлана Сергеевна
  • Гендерный аспект профессионального самоопределения учащейся молодежи

    2018 / Панина Светлана Викторовна
  • 2014 / Буров Константин Сергеевич
  • Психологическая готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению

    2015 / Соколова Дарья Витальевна, Сеничева Наталья Николаевна
  • Проектирование системы профессиональных проб для школьников

    2018 / Белоусов Андрей Александрович, Некрасова Галина Николаевна
  • Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся

    2019 / Казначеева Светлана Николаевна, Быстрова Наталья Васильевна, Мурыгин Никита Сергеевич, Пасечник Алена Сергеевна

PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION AND VOCATIONAL COUNSELLING OF SCHOOLCHILDREN: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS, THE MODERN VIEW

Introduction. As it follows from the requirements of federal state educational standards, a conscious choice of future profession is one of the most important outcomes of secondary education. However, this choice is very difficult. Materials and methods. This study is based on the methods of literature analysis and generalization of practical experience, which was presented in the framework of the special project "Vocational guidance" of the Moscow international education fair 2017. Results. In psycho-pedagogical science, understanding of factors, motives, driving forces and mechanisms of this decision are very diverse. The concepts of "free development of personality", "space of opportunity" and "informed choice", "random selection" are broadly accepted in the world. The concept of professional self-determination is currently common in Russian science and practice. The modern understanding of a career suggests not only success in the professional career, but also the success in life. The most important means of support of professional self-determination of schoolchildren is career guidance . According to the opinion of the Minister of education and science of the Russian Federation O. Yu. Vasilyeva, "we need to return orientation to profession to the school". Conclusions. It is shown that we should consider career guidance not only as a choice of certain profession, but as a universal skill, as one of the key competences, which provides an adaptation and employability for the human person through the lifetime. Both traditional and innovative tools, methods and forms of work will help us to achieve this aim.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников: историко-педагогические аспекты, современный взгляд»

12. About the Strategy of the national security of Russian Federation until year 2020: decree of the President of Russian Federation № 537 approved on 12.06.2009. Russian gazette . 2009. May 19. (In Russian).

13. The report about the activity of Ministry of Defense of Russian Federation in year 2015 . Available at: http://itogi2015.mil.ru/page145226.html. (accessed 29.08.2017). (in Russian).

14. Putin V. V. To be strong: the guaranties of national security for Russia. Russian gazette . 2012. February 17. (In Russian).

15. Saenko L. A., Bitaev A. C. The positive relations on military service as a socio-pedagogical problem. The world of science, culture and education . 2015. № 6 (65). P. 218-220. (In Russian).

16. Sanina A. G. The Patriotism and patriotic upbringing in modern Russia. Sociological researches . 2016. № 5. P. 44-53 (In Russian).

17. The personnel participation in the military service. Ministry of Defense of Russian Federation . Available at: http://recrut.mil.ru/career/conscription.htm. (accessed 29.08.2017). (In Russian).

18. Smirnov A. V. Attitudes on the military service of the youth (on the materials of Ivanovo Region). Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences . 2011. № 4 (24). P. 60-67. (In Russian).

19. Sorokin P. A. Man. Civilization. Society . A. I_l. Sogomonov, editor. Moscow, 1992. 430 p. (In Russian).

20. Does Russians want to bear arms? . Available at: https://www.gazeta.ru/army/2016/02/22/ 8081159.shtml. (accessed 29.08.2017). (In Russian).

21. Shiharev P. N. Modern social psychology . Moscow, 1999. 448 p. (In Russian).

22. Yanitskii M. S. Value orientations of the person as a dynamic system . Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000. 152 p. (In Russian).

23. SIPRI Military Expenditure Database. Stockholm International Peace Research Institute. Available at: https://www.sipri.org/ databases/milex. (accessed 29.08.2017). (Translated from English).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION AND VOCATIONAL COuNSELLING Of SCHOOLCHILDREN: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS, THE MODERN VIEw

Введение. Как следует из требований федеральных государственных образовательных стандартов, одним из важнейших результатов общего среднего образования является осознанный выбор будущей профессии. Вместе с тем осуществление этого выбора довольно сложно.

Методология. Исследование проведено на основе анализа литературы и обобщения опыта практической работы, представленного в рамках специального проекта «Профориентация» на Московском международном салоне образования - 2017.

Результаты. В психолого-педагогической науке представления о факторах, побудительных мотивах, движущих силах и механизмах принятия осознанного выбора весьма разнообразны. За рубежом имеют место концепции свободного развития личности, пространства возможностей, информированного выбора, случайного выбора. В отечественной науке и практике в настоящее время принята концепция профессионального самоопределения. Современное понимание карьеры - это не только успешность в профессии, но и успешность всей жизни. Важнейшим средством поддержки профессионального самоопределения школьников является профессиональная ориентация. Сложившаяся в нашей стране в 1960-70-х годах система (в историко-педаго-гическом аспекте охарактеризованы соответствующие направления и формы работы) нуждается в модернизации, поскольку не соответствует современным требованиям постиндустриального общества.

УДК/uDC 37.048.45

Д. С. Ермаков

Заключение. Показано, что профориентацию следует понимать не как выбор той или иной специальности, а как надпредметный навык, одну из ключевых компетенций, обеспечивающих на протяжении всей жизни человека (не только в школе) навигацию, адаптацию и востребованность на рынке труда. Помочь в этом призваны как традиционные, так и инновационные средства, методики и формы работы.

Introduction. As it follows from the requirements of federal state educational standards, a conscious choice of future profession is one of the most important outcomes of secondary education. However, this choice is very difficult.

Materials and methods. This study is based on the methods of literature analysis and generalization of practical experience, which was presented in the framework of the special project "Vocational guidance" of the Moscow international education fair - 2017.

Results. In psycho-pedagogical science, understanding of factors, motives, driving forces and mechanisms of this decision are very diverse. The concepts of "free development of personality", "space of opportunity" and "informed choice", "random selection" are broadly accepted in the world. The concept of professional self-determination is currently common in Russian science and practice. The modern understanding of a career suggests not only success in the professional career, but also the success in life. The most important means of support of professional self-determination of schoolchildren is career guidance. According to the opinion of the Minister of education and science of the Russian Federation O. Yu. Vasilyeva, "we need to return orientation to profession to the school".

Conclusions. It is shown that we should consider career guidance not only as a choice of certain profession, but as a universal skill, as one of the key competences, which provides an adaptation and employability for the human person through the lifetime. Both traditional and innovative tools, methods and forms of work will help us to achieve this aim.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, школьники.

Keywords: professional self-identification, career guidance, pupils.

Введение

Как следует из требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, уже в начальной школе необходимо обеспечить получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, мире профессий и важности правильного выбора профессии. Выпускнику основной школы надлежит не только ориентироваться в мире профессий, но и понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Одним из важнейших результатов общего среднего образования является осознанный выбор будущей профессии . Вместе с тем осуществление такого выбора весьма сложно. В психолого-педагогической науке представления о факторах, побудительных мотивах, движущих силах и механизмах принятия такого решения весьма разнообразны.

Методология

Исследование проводится на основе методов: анализа литературы и обобщения опыта практической работы. За рубежом имеют место концепции свободного развития личности, согласно которым социальные факторы влияют на человека в течение всей жизни, поэтому выбор профессии - лишь момент в профессиональном становлении. Развитие профессиональных интересов связано с утверждением собственного «я» (Д. Сьюпер). Е. Гинзберг рассматривает профессиональное самоопределение как систему решений индивида на каждом этапе жизненного пути, в основе которых лежит поиск компромисса между интересами, потребностями и возможностями личности и социальным окружением. Процесс профессионального самоопределения при этом является необратимым, поскольку каждое такое решение требует существенных усилий, времени, ресурсов.

В концепциях пространства возможностей (Д. Притчард) и информированного выбора (С. Н. Фейнгольд) особое внимание уделяется потребностям работодателя, объяснению учащимся существующих возможностей рынка труда, критериев выбора той или иной профессии. Концепция

случайного выбора (Т. Каплоу, Р. Риччи, М. Скотт) исходит из тех конкретных жизненных обстоятельств, которые сложились на момент выбора профессии. Согласно Дж. Д. Крамбольтцу, это могут быть генетические, макро- и микросредовые факторы, предшествующий жизненный опыт, имеющиеся профессиональные навыки.

В настоящее время в отечественной науке и школьной практике принята концепция профессионального самоопределения (в конкретной трудовой функции/операции, специальности, на конкретном трудовом посту), связанного с самоактуализацией, самосовершенствованием, самореализацией личности (А. Г Асмолов, Б. М. Бим-Бад, Л. И. Божович, Л. П. Буева, А. Е. Голомшток, Е. А. Климов, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, С. Н. Чистякова, П. Г Щедровицкий и др.). Профессиональное самоопределение - самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Оно тесно связано с иными видами самопределения субъекта - жизненным (куда помимо профессиональной деятельности включаются образование, безработица и т. п.), личностным (нахождение и постоянное развитие самобытного образа «я», когда человеку удается стать подлинным творцом собственной жизни и самого себя) и культурным (продолжение себя в других людях, стремление к возможности социального бессмертия). Таким образом, профессиональное самоопределение - личностная характеристика, процесс и результат творческой профессиональной деятельности. В современном понимании карьера - это не только успешность в профессии, но и успешность всей жизни .

Результаты

Философско-психологическая теория самоопределения в педагогическом аспекте реализуется по трем основным направлениям. Первое - диагностическое - основано на трех «китах» («хочу» - «могу» - «надо»): знание и учет собственных профессиональных возможностей и способностей; знание требований профессии к человеку и перспектив профессионального роста; умение правильно соотносить эти факторы . В рамках второго (воспитательного) направления формирование профессионального самоопределения личности рассматривалось в соответствии с планомерными внешними воздействиями. В контексте данной концепции представители психологической и педагогической наук исследовали различные аспекты подготовки школьников к профессиональному самоопределению . В последние годы указанные направления подверглись критике, и профессиональное самоопределение рассматривается с позиций я-концепции личности, в которой отражается ее понимание переживаний и намерений, отношение к предметным действиям в профессиональной деятельности в конкретных условиях .

Безусловно, важнейшим средством психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников является профориентационная работа . Планомерная система профориентации сложилась в нашей стране в 1960-70-х гг. (постановления Министерства просвещения СССР, Государственного комитета по профессионально-техническому образованию СССР, ЦК ВЛКСМ «О профессиональной ориентации учащейся молодежи» - 1969 г.; Совета Министров СССР «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» - 1974 г.; ЦК КПСС, Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» - 1977 г.).

В то время проводилась работа (с дополнениями):

В межшкольных учебно-производственных комбинатах;

Школах (кабинетах профориентации) - посредством организации стендов, уголков абитуриента, диспутов «Кем быть?», вечеров «Здравствуй, профессия»; выступлений руководителей, передовиков производства, ветеранов труда на слетах и собраниях выпускников школ; недели трудовой славы; профориентационных месячников; посещений клубов и лекторий в кинотеатрах; автопробегов; родительских собраний «Будущая профессия вашего ребенка»;

Профтехучилищах (ПТУ) и вузах - посредством выездов учащихся и студентов в школы, спортивных соревнований со школьниками, дней открытых дверей, экскурсий, выставок технического творчества, конференций, концертов коллективов художественной самодеятельности, выступлений агитбригад, кружков технического творчества школьников, школ юных... инженеров, журналистов, химиков и т. д. под руководством преподавателей и мастеров производственного

обучения, занятий школьников по труду; семинаров-практикумов учителей труда на базе мастерских профтехучилищ, совместных заседаний педагогических советов, участия преподавателей и мастеров производственного обучения в школьных родительских собраниях на тему «Дороги, которые выбирают наши дети», посещения семей старшеклассников; шефства учебных групп ПТУ над старшими классами школ: совместных занятий в кружках художественной самодеятельности, туристических походов, викторин, культпоходов в кино и на концерты, военных сборов, лагерей труда и отдыха, комсомольских путевок для поступления в ПТУ выпускникам школ;

На предприятиях - посредством расширенных совещаний с руководителями государственных органов, советов по профориентации, обсуждения вопросов профориентационной работы на собраниях рабочих, заседаниях цеховых и заводских комитетов; деятельности профориентато-ров из числа передовиков производства, экскурсий на предприятия, предоставления базы для производственного обучения школьников, школьных ученических производственных бригад, цехов, лесничеств, детских железных дорог и прочего, трудоустройства учащихся в каникулярное время на рабочие должности;

В местных СМИ.

В то же время сформировался и ряд изъянов профориентационной работы, часть из которых не преодолена до сих пор: преобладание информационно-ознакомительных форм, стихийность, кампанейщина, отсутствие достаточной координации между различными заинтересованными организациями, отрыв от реальных потребностей экономики региона .

В 2016 году министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева заявила, что «нужно вернуть в школы ориентацию на профессию, это необходимо». Однако сложившаяся система не соответствует современным требованиям постиндустриального общества, поскольку :

Сформировалось общественное мнение о престижности/непрестижности различных уровней профессионального образования, сохраняется дисбаланс числа выпускников программ высшего, среднего и начального профессионального образования;

В школах, в обществе в целом доминирует установка на ориентацию и подготовку выпускников к поступлению в высшие учебные заведения;

Недостаточен уровень готовности педагогических кадров к организации профориентационной работы со школьниками и учащейся молодежью; отсутствует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области профориентации: профориентологов, профконсультантов, профдиагностов;

Имеет место недооценка роли партнерства школы с современными рынками труда, технологий, квалификаций;

Отсутствуют скоординированная система управления, единая информационная система в области профориентационной работы.

Очевидно, что сегодня задачи, содержание и методы сложившейся системы, направленные на подготовку молодого человека к выбору профессии, должны существенно измениться . В связи с этим представляется целесообразным представить материалы спецпроекта «Профориентация» с Московского международного салона образования - 2017 (ММСО), состоявшегося 12-15 апреля 2017 г в Москве под патронатом ЮНЕСКО .

Салон объединил более тысячи мероприятий, разбитых на кластеры: дошкольное, среднее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное, инклюзивное, непрерывное образование, государственная политика. В рамках каждого кластера были четыре основных инструмента работы: деловая программа, выставка, спецпроекты и сценарии коммуникаций. Фокус спецпроекта «Профориентация», организованного для учащихся (как индивидуально, так и в составе школьных групп) при участии профориентационных компаний, психологических центров, консалтинговых организаций, - это связи между системой образования с рынком труда. Это путеводитель по образованию и карьере, дающий возможность задать актуальные вопросы в области образования и рынков труда, увидеть разные возможности и сценарии, разобраться, как развиваются современные профессии, какими навыками важно обладать современным выпускникам.

Можно ли создать проект будущей карьеры? Ответ на этот вопрос положительный, но он не так прост. Для этого необходимо сформировать свой персональный маршрут в профессии и понять, что и как необходимо изучить, освоить. Нет сомнений, современным подросткам намного труднее, чем 20 лет назад, так как окружающий мир (не только в профессиональной сфере) сильно

изменился и продолжает меняться. Карьера сегодня - это не восхождение на гору, а путешествие по узлам «кристаллической решетки» отраслей и навыков/компетенций.

Выбор профессии - сложная жизненная задача, и готовиться к ней нужно заранее. Подростковый возраст - время такого выбора, который рождает множество вопросов и проблем. Какие условия влияют на выбор? Как определить важные для себя факторы и не ошибиться? Как влияет образование на карьерный путь? На какую образовательную траекторию надо сделать ставку сейчас, чтобы будущая карьера была успешной?

Можно просто обратиться за помощью к психологу-профконсультанту. Он даст совет, но этот выбор будет «чужим», ведь человек должен принять решение сам. Сложность выбора обусловлена еще и психологическими особенности подросткового возраста. В связи с этим уже в школе важно познакомиться с основными инструментами профориентации, а также узнать о типичных ошибках при выборе профессии и спроектировать свою стратегию профессионального самоопределения. Помочь в этом может педагог-тьютор. Но главное - цель должна быть сформулирована самим школьником. Целеполаганию, правильной постановке целей, превращению мечты в конкретные задачи, шагам по достижению желаемого тоже нужно учиться. Целеполагание - не единственный из ключевых навыков XXI века. Работодатели относят к ним также коммуникацию, самоорганизацию, командную работу. К сожалению, этому не всегда хорошо учат в школе.

Однако именно надпрофессиональные навыки (метакомпетенции / универсальные компетенции) сегодня востребованы на рынке труда, становятся ключевыми для успешной карьеры и бизнеса - вне зависимости от выбранной профессии, отрасли, карьерной траектории. Таково мнение экспертов Всемирного экономического форума . Об этом говорили и спикеры ММСО.

Какие качества нужны, чтобы достичь успеха? Как оценить свои сильные стороны? Как выявить ключевые компетенции/навыки XXI века и как их развивать? Одним из примеров был представлен ключевой навык - осознанный выбор. Поскольку уровень неопределенности во всех аспектах жизни возрастает, важно научиться выбирать осознанно, нести ответственность и справляться с последствиями своих решений. Навык самоорганизации, как другой пример, помогает подросткам стать успешными в жизни и выдерживать учебные нагрузки. Резервы повышения уровня самоорганизации - это правильно обустроенное рабочее место в комнате, удобные персонально настроенные средства фиксации и анализа планов и задач (использование экранов планирования). Еще важнее освоить средства, которые помогают следовать намеченным планам.

Собственно, сама профессиональная ориентация, навигация и успешная адаптация к условиям рынка труда - это тоже ключевая компетенция. Сегодня понимание профориентации как набора разовых тестов, тренингов, профессиональных проб уже не просто не актуально, а неверно. Причем ошибки эти не всегда можно скорректировать во взрослом возрасте. Профориентация - навык, который будет нужен всегда, чтобы обеспечить востребованность на рынке труда в зависимости от изменений внешней среды.

В рамках салона был представлен широкий спектр форм профориентационной работы - от традиционных встреч с представителями московских и иных вузов до нейропсихологических подходов, учитывающих результаты психофизиологической диагностики работы мозга, а в ряде случаев и генетического анализа. Среди традиционных способов - беседы о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, тактика поступления в вуз, презентации зарубежных университетов и программ международного образования, встречи с представителями ведущих российских и международных компаний, алгоритм траектории построения карьеры, карьерные консультации. В числе инновационных методик - профориентация в Интернете с помощью компьютерных технологий; профориентаци-онные онлайн-игры, квесты, каникулярные профориентационные программы и летние лагеря, стажировки.

Ряд разработок был представлен Агентством стратегических инициатив: «Атлас новых профессий»; настольные игры «Компас новых профессий», «Надпрофессиональные навыки будущего», «Исчезающие профессии» («Профессии-пенсионеры»); модельный урок «Профессии будущего». Наряду с известными профессиями - космонавта, вожатого, воспитателя - большое внимание было уделено профессиям будущего, представленным в «Атласе новых профессий». Рассматривались также перспективы развития отдельных отраслей - сельского хозяйства, киберспорта, самолетостроения; роботизации в сельском хозяйстве, медицине, энергетике, урбанистике; экономики, биотехнологии и биоинженерии, образования, информационных технологий, искусства и музейного дела, медицины и здоровьесбережения.

Речь шла, конечно, и о развитии таланта, одаренности, способностей как предпосылке профессионального самоопределения, а также о даре визионерства - находить новые идеи, открывать самые немыслимые, казалось бы, двери в будущее.

Заключение

Таким образом, работа Московского международного салона образования - 2017 подтвердила важность профориентационной работы - для школьников, родителей, педагогов, образовательных и консалтинговых организаций, работодателей. При этом профориентацию следует понимать не как выбор той или иной специальности, а как надпредметный навык, одну из ключевых компетенций, обеспечивающие человеку на протяжении всей жизни (не только в школе) навигацию, адаптацию и востребованность на рынке труда. Помочь в этом призваны как традиционные, так и инновационные средства, методики и формы работы.

Литература

1. Балдин С. С. Актуальные проблемы профориентации школьников. 60-80-е годы XX в. // Россия и АТР. 2004. № 3. С. 25-31.

2. Будагов Г. П. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема//Вектор науки Томского государственного университета. 2012. № 2. С. 50-52.

3. Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М. : Просвещение, 1979. 203 с.

4. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика //Сибирский психологический журнал. 2014. № 52. С. 67-78.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д. : Феникс, 1996. 512 c.

6. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. В. Зачесова и др. М. : Перо, 2014. 38 с.

7. Московский международный салон образования [Электронный ресурс]. URL: http://mmco-expo.ru.

8. Смирнов И. П. Система профессиональной ориентации: менять или развивать? // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 18-21.

9. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/543.

10. Хасанова И. И., Котова С. С. Проблема использования инновационных технологий в профессиональном самоопределении молодежи //European journal of education and applied psychology. 2015. № 3. С. 19-23.

11. Чистякова С. Н., Холодная М. А., Шалавина Т. И. Твоя профессиональная карьера. М., 2005. 248 с.

12. The future of jobs and skills . URL: http://reports.weforum.org/future-of-jobs-2016/shareable-infographics.

1. Baldin S. S. Contemporary problems of vocational guidance of schoolchildren. 60-80-ies of the XX century. Russia and Pacific . 2004. № 3. P. 25-31. (In Russian).

2. Budagov G. P. Formation of readiness of senior pupils to professional self-determination as a psychological and pedagogical problem // Vector of science of Tomsk state University . 2012. № 2. P. 50-52. (In Russian).

3. Golomshtok A. E. Choice of profession and education of the student"s personality . Moscow: Prosveshhenie, 1979. 203 p. (In Russian).

4. Dorozhkin E. M., Zeer E. F. Scientific and practical foundations of career counseling: theory and practice //Siberian Journal of Psychology . 2014. № 52. P. 67-78. (In Russian).

5. Klimov E. A. Psychology of professional self-determination . Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. 512 p. (In Russian).

6. Blinov V. I., Sergeev I. S., Zachesova E. V. etc. The concept of organizational-pedagogical support of professional self-determination of students in conditions of continuous education . Moscow: Pero, 2014. 38 p. (In Russian).

7. Moscow international education fair . Available at: http://mmco-expo.ru. (In Russian).

8. Smirnov I. P. The system of career guidance: to change or develop? Professional education in Russia and abroad . 2017. № 1 (25). P. 18-21. (In Russian).

9. Federal state educational standards of general education . Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/543. (In Russian).

10. Khasanova I. I., Kotova S. S. The problem of using innovative technologies in professional self-determination of youth. European journal of education and applied psychology . 2015. № 3. P. 19-23. (In Russian).

11. Chistyakova S. N., Kholodnaya, M. A., Salavina T. I. Your professional career . Moscow, 2005. 248 p. (In Russian).

12. The future of jobs and skills. Available at: http://reports.weforum.org/future-of-jobs-2016/shareable-infographics. (Translated from English).

Тема 1. Возрастные особенности профессионального самоопределения

Раскрыть:

1. Цель и задачи профессионального самоопределения личности.

3. Уровни профессионального самоопределения (по Климову Е.А.)

4. Типы профессионального самоопределения личности (по Пряжникову А.С.)

5. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности.

6. Конфликты профессионального самоопределения.

Категории и понятия: профессиональное самоопределение, содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения, уровни и типы профессионального самоопределения, конфликты профессионального самоопределения

Владеть:

Тема 2. Проблема активизации субъекта профессионального и личностного самоопределения

Раскрыть:

1. Проблема активизации, активности и самоактивизации клиента.

2. Виды активизации и их общие схемы.

3. Формы и методы активизации.

4. Основные модели активизирующего воздействия на клиентов.

5. Эффекты активизации профессионального самоопределения.

Категории и понятия: активизация, активность, самоактивизация, субъектность, мотивационно -эмоциональная активация, познавательно-интеллектуальная активация, практико-поведенческая активность.

Владеть:

1. Методами и приемами работы активизации профессионального самоопределения обучающихся;

2. Системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, индивидуальных и возрастных особенностях.

Тема 3. Планирование и организация профориентационной работы в школе.

Раскрыть:

1. Профориентационная работа в школе. Цель, задачи, направления. Субъекты профориентационной деятельности.

2. Задачи и содержание деятельности педагога-психолога с детьми, разных возрастных групп.

3. Виды планов. Структура, содержание.

4. Организация профориентационной работы в школе.

5. Профориентационная работа в предпрофильном и профильном обучении.

Владеть:

1. Системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, индивидуальных и возрастных особенностях;

2. Основными психотехнологиями профессионального консультирования

Психология семьи и семейного воспитания

Тема 1. Основные характеристики семьи как системы

Раскрыть: системный подход к пониманию семьи, тенденции развития семьи в современном обществе, основные понятия психологии семьи, структуру семьи, функции семьи, типологию семьи.

Категории и понятия: семья, супружество, функции семьи, система, подсистема, границы между подсистемами, ролевая структура, сплоченность семьи, семейное самосознание, нуклеарная семья, расширенная семья, функционально-неполная семья, смешанная семья.

Ключевые имена: О.А.Карабанова, Е.Г.Силяева, Ю.А. Алешина, Э.Г.Эйдемиллер, А.С.Спиваковская.

Тема 2. Стадии жизненного цикла семьи. Кризисы семьи.

Раскрыть : жизненный цикл семьи, стадии жизненного цикла семьи, понятия нормативного и ненормативного кризисов, факторы, обуславливающие наступление кризисов в семье.

Ключевые имена:

Тема 3. Детско-родительские отношения. Стили семейного воспитания.

Раскрыть: основные характеристики детско-родительских отношений, понятия родительская любовь, родительское отношение, стиль семейного воспитания, родительская позиция, материнская любовь, отцовская любовь, дисфункциональная и функциональная семья,

Категории и понятия: семья, жизненный цикл семьи, нормативный кризис, ненормативный кризис, наказания, поощрения ребенка, гармоничные стили семейного воспитания, негармоничные стили семейного воспитания.

Ключевые имена: О.А.Карабанова, Е.Г.Силяева, Ю.А. Алешина, Э.Г.Эйдемиллер, А.С.Спиваковская, В.Сатир.

Практико-ориентированный модуль:

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание - одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Человек, выбирающий профессию, должен руководствоваться следующими принципами:

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому:практическая проба сил в кружках,на факультативах, экскурсии на рабочие места,посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей»,самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ . Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

Чего он хочет (осознающий свои цели, желания, интересы, склонности)

Кто он есть (знающий свои личностные и физиологические особенности)

Что он может (знающий свои способности, склонности, дарования)

Чего от него потребует работа и трудовой коллектив

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна соответствовать требованиям, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека, потребностям общества в кадрах

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе качества, которые нужны для любой профессии, а также те, которые нужны для выбранной профессии.

– это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, увольнение с работы и т.д.

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Профессиональная ориентация (лат. professio - род занятий и фр. orientation - установка) - система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Профессиональная ориентация включает в себя:

Профессиональное просвещение - обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

Профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Вопрос выбора профессии является очень актуальным для всего общества. Решение этого вопроса во многом определяется степенью информированности о выбираемой профессии, как у ученика, так и у родителей.

Ошибка при выборе профессии недопустима, т.к. ее последствия будут сказываться всю жизнь.

Каждый ученик в процессе выбора профессии проходит несколько этапов. С той или иной полнотой эти этапы представлены в любом решении, принимаемом личностью или группой.

1. Возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию).
2. Поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы.
3. Сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора.
4. Построение образа профессии.
5. Поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения.

Рассмотрим возможные ошибки, на каждом этапе, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап.
Первое, на что нужно обратить внимание родителям и учителям, - это выяснение того, как видится выбор профессии тому, кто участвует в решении этого вопроса и, вообще, осознается ли проблема сама по себе. Этот вопрос может возникать как в отношении подростка, так и в отношении лиц, участвующих вместе с ним в выборе профессионального «маршрута».
Первая ошибка это подмена проблемы, когда профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, т. е. вместо решения проблемы выбора профессии решают проблему выбора учебного заведения.
Иногда установка на получение высшего образования так сильна, что ей в жертву приносятся и склонности, и реалистическая оценка ситуации.
Подобное явление может возникнуть не только при ориентации на высшее учебное заведение. Нередко в ПУ приходят подростки, которые при выборе профессии руководствовались не своими склонностями и индивидуальными особенностями, а ориентируясь на мнение учащихся там товарищей, на сопутствующие выгоды (наличие секций, кружков, дополнительных льгот).
Выбирая учебное заведение, они использовали профессиональное образование как средство решения иных своих проблем.

Вторая ошибка - несвоевременность выбора. Такая ситуация может возникнуть, когда проблема выбора профессии в требуемый момент времени как бы не встает перед учащимися.
Одной из причин сложившейся ситуации, может быть слишком рано принятое решение о выборе профессии. Такое решение иногда бывает не вполне адекватным, когда в раннем возрасте формируется романтический образ профессии, часто отдаленный от реальности.
Иногда такой интерес усыпляет бдительность взрослых, создает иллюзию, что с профессиональным самоопределением все благополучно. На самом же деле ожидания подростка значительно расходятся с реальностью, а его индивидуальные особенности являются неодолимым препятствием для получения выбранной профессии.
Таким образом, несвоевременно, слишком рано принятое решение, не поддержанное рациональными соображениями, может стать источником разочарований и последующих сложностей адаптации в профессиональной сфере.

Третья ошибка – отсутствие у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии, когда в силу семейных традиций или сложившихся у родителей ожиданий в отношении профессионального будущего ребенка к моменту выбора профессии ни у родителей, ни у подростков не существует проблем в этом вопросе.
Т.е. если в семье все экономисты, то и подростку автоматически предопределена эта профессия. Часто родители стараются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты: «Я не стала врачом, хотя мечтала об этом всю жизнь, пусть дочка им будет». При этом совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка.

2 этап.
Кто может, и кто должен принимать решения в ситуации выбора профессии?
Одним из факторов, регулирующих активность человека, является его самооценка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т.е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.
Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности.
При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт. Суждения консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых.
Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие чаще всего приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя в праве принимать какие – либо ответственные решения вообще.

3 этап.
Одним из основных этапов принятия решения является сбор необходимой информации о желаемой профессии.
Сложности и ошибки, возникающие на этом этапе, обусловлены тремя причинами: отсутствием полного представления о проблемной ситуации, избирательным отношением подростков к информации о сфере труда, сложностями самовосприятия
Подростки и их родители часто не осведомлены о тех существенных моментах, которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека.
Знакомство учащихся, преподавателей, родителей с профессиями позволяет им со всей полнотой осваивать информацию относительно процесса труда в каждой профессии. С учетом этого возможна более точная формулировка общих требований подростка к будущей профессии, а также своеобразная прикидка собственных возможностей в связи с требованиями, предъявляемыми различными группами профессий к человеку.
В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию.
Экспериментально – психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии.

1. Личный опыт как источник информации .
Отличительной особенностью личного опыта является его высокая субъективная значимость, переоценка, перенос оценок с одних событий на другие. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе.

2. Роль семьи .
Среди источников информации о сфере труда семья занимает очень важное место.
Влияние ближайшего окружения на формирование мнения базируется на принципе, суть которого состоит в том, что информация, исходящая от представителя «своей» группы лиц, воспринимается более положительно. Естественно, что семья представляется авторитетным, близким по духу источником.
Часто возникает ситуация, когда родители пытаются воплотить свои несбывшиеся мечты в детях, не учитывая их личностных особенностей. Что может привести к нежелательным последствиям.
Поэтому очень важна профориентационная работа с родителями.

3. Влияние сверстников .
Подростки при выборе профессии с большим доверием относятся к сведениям, полученным от сверстников.
Распространенным является выбор профессии «за компанию», т.е. выпускники выбирают профессию по принципу дружбы. В этом случае, как правило, одного из них постигает разочарование, и после долгих поисков он вынужден менять первоначальный выбор.

4 этап.
На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. На этом фоне видение проблемы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более упрощенные требования.
Здесь широко распространены следующие ошибки.

Предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии .
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непрестижными. Это необоснованный ложный взгляд. Как известно мода на все проходит, и та профессия, которая сегодня престижна, завтра может приобрести совершенно иной статус.

Увлечение только внешней стороной профессии .
Это случается потому, что выпускник не имеет всесторонних знаний о профессии.

Ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок.
Ориентируясь на материальную сторону профессии, часто не учитывается, что если данная профессия выбрана без учета личностных особенностей, то мало шансов стать квалифицированным специалистом, а значит, возникнут проблемы с трудоустройством.

5 этап.
При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения.

Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. Критическая оценка гипотез неполна, варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью.
В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рискованных решениях , отличительной чертой которых является лишь частичная их критичность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полной и планомерной критической оценкой.
Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения находятся с трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (И.С. Кон).

Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как "стоп-кадр" процесса развития: приобретаемый на избранном пути опыт меняет картину возможностей человека и направление его дальнейшего развития. Профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, рассматривается как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности, как процесс чередующихся выборов, каждый из которых - важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Центром профессионального самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности (Н.С. Пряжников).

Психологические факторы, составляющие основу профессионального самоопределения:

осознание ценности общественно полезного труда;

общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;

осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;

общая ориентировка в мире профессионального труда;

выделение дальней профессиональной цели (мечты);

согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными, досуговыми);

знание о выбираемых целях;

знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.

Этапы профессионального самоопределения (продолжительность этапов варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития):

- детская игра (ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения);

- подростковая фантазия (подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии);

- предварительный выбор профессии (охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста: происходит сортировка и оценка разных видов деятельности с точки зрения интересов учащегося, затем - его способностей, наконец, с точки зрения системы ценностей);

- практическое принятие решения (выбор профессии: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; выбор специальности).

  • Профориентация - это система работы по сопровождению профессионального самоопределения человека. Центральный момент профессионального самоопределения составляет выбор, точнее - последовательная серия профессионально значимых выборов в различных ситуациях на всем протяжении жизни.
  • Профессиональное самоопределение человека происходит в единстве с его личностным и социальным самоопределением. Поэтому профориентационная работа должна опираться на личностно значимые ценности и смыслы, которыми руководствуется человек, выбирая профессию.
  • Условия эффективности профориентационной работы: практико- ориентированность (метод профессиональных проб); непосредственное участие представителей профессиональной сферы; направленность не только на самих обучающихся, но и на их родителей.

Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение.

Профессиональная ориентация - это система работы, которая помогает человеку грамотно решить одну из важнейших жизненных задач - построение своей профессиональной перспективы. Иначе говоря, профориентация - это система работы по сопровождению профессионального самоопределения человека.

Профессиональное самоопределение - процесс обретения личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере на основании согласования внутренних возможностей и потребностей с внешними требованиями.

Этот процесс включает в себя поиск и нахождение человеком смыслов своей профессиональной деятельности, открытие и реализацию своего «Я» как профессионала. Центральный момент самоопределения составляет выбор, точнее - последовательная серия выборов в различных ситуациях на всем протяжении жизни (первичное деление всех областей профессиональной деятельности на «интересующие» и «не интересующие», выбор профиля обучения, определение места продолжения послешкольного образования, выбор специальности и специализации, трудоустройство, карьерный рост, смена места работы и т.д.).

Профессиональное самоопределение, если оно реализуется осознанно и целенаправленно, можно рассматривать и как особый вид деятельности обучающегося. Соответствующей «поддерживающей» или «дополняющей» деятельностью педагога является сопровождение профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение школьника, студента относится к его сопровождению примерно так же, как учение - к преподаванию.

Сопровождение профессионального самоопределения - деятельность педагога (психолога), нацеленная на создание условий для формирования у обучающегося набора компетенций, необходимых ему для успешного профессионального самоопределения, и общей внутренней готовности к разрешению проблем профессиональной жизни.

Сопровождение профессионального самоопределения включает в себя в том или ином соотношении:

  • обучение ребенка и подростка самостоятельному планированию жизненного пути и проектированию индивидуально- образовательной траектории, формирование у него готовности к профессионально-образовательному выбору и воплощению в жизнь принятых решений;
  • поддержку самоопределения, которая представляет собой готовность адекватно реагировать на психологический дискомфорт ребенка/подростка в процессе самоопределения, помощь в преодолении возникающих проблемных ситуаций, которые осознаются как затруднения, вопросы, противоречия, препятствия, барьеры, либо вовсе не осознаются;
  • работу с родителями детей и подростков, которым предстоит сделать профессиональный выбор.

Отметим, что роль родителей в процессе профессионального самоопределения детей и подростков чрезвычайно велика. Родители могут либо эффективно помогать, либо, к сожалению, столь же эффективно препятствовать самостоятельному, осознанному и ответственному профессиональному выбору своего ребенка. Задача профориентационной работы с родителями - сделать так, чтобы они как можно больше помогали и как можно меньше препятствовали.

Цель профориентационной работы - подготовка человека к его профессиональному выбору, помощь в выборе и в построении персонального профессионально-образовательного проекта, и затем - в его реализации.

Конечным результатом сопровождения профессионального самоопределения выступает «человек на своем месте» - эффективно работающий, активно развивающийся, получающий удовлетворение от своей профессиональной деятельности и от «себя- в-работе».

Достижению этого результата препятствует «основное противоречие профориентации» - противоречие между интересами личности и интересами экономической сферы. Сущность его состоит в том, что профессиональная ориентация может пониматься двойственно: с точки зрения личности - как поддержка собственного профессионального выбора человека, с точки зрения предприятий экономической сферы - как «ориентация обучающихся на востребованные профессии». В этом случае профориентационная работа направлена не на то, чтобы подготовить человека к осознанному, самостоятельному выбору профессии, а на то, чтобы «заякорить» его на одну из востребованных профессий. Этот второй подход предполагает, в той или иной степени, манипулирование сознанием обучающихся (и их родителей) с использованием рекламномаркетинговых средств и в итоге нацелен на ограничение свободы их профессионально-образовательного выбора.

Обозначенное противоречие представляет собой комплексную проблему, которая не может быть решена путем ответа на вопрос: «Как правильно?» Любой «простой» ответ на этот вопрос, независимо от того, каким он будет - «человек для экономики» либо «экономика для человека» - не является решением проблемы. Решение, устраивающее обе стороны, необходимо искать путем организации социального диалога с участием всех заинтересованных сторон, включая работников образовательных организаций.

Для того чтобы успешно преодолеть «основное противоречие профориентации», сопровождение профессионального самоопределения необходимо осуществлять с опорой на определенные принципы.

Важнейший среди них - принцип единства профессионального и социально-личностного самоопределения. В основе этого принципа лежит закономерность: профессиональное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах и нормах профессионально-трудовой деятельности. Выбирая ту или иную профессию, человек неизбежно руководствуется определенным набором идеалов и ценностей - свойственных именно ему, но при этом сформировавшихся под неизбежным влиянием всей системы социально одобряемых правил и норм.

Почему сегодняшние школьники и их родители предпочитают выбор весьма ограниченного набора офисных профессий (экономист, юрист, менеджер)? Расхожий ответ: «Потому что эти профессии престижны». Но главное даже нс в этом. Современный школьник выбирает не столько профессию, сколько желаемый образ жизни - образ обеспеченной, «сидячей» работы, не требующей физической нагрузки, предполагающей возможности уверенного карьерного роста и ассоциирующийся с «элитой» («белые воротнички»). Состоявшееся определенным образом социально- личностное самоопределение жестко диктует свои правила профессиональному самоопределению.

Но возможна и противоположная ситуация: в условиях потребительского общества, в мире агрессивных социальных стандартов, где «мерой всех вещей» становятся внешние признаки материальной обеспеченности и социального престижа, профессиональное самоопределение становится борьбой человека не просто за реализацию своего профессионального призвания, но и за самобытность своей личности.

Принцип единства профессионального и социально-личностного самоопределения требует построения профориентационной работы с ценностями и смыслами самоопределяющегося человека. Па этом пути много подводных камней. Жизнь в согласии с внутренними ценностями - это совсем не то, чему нас учит общество. Эти ценности и основанные на них цели возникают изнутри. Их необходимо «извлекать» и «апробировать» с использованием таких инструментов, как социальные и профессиональные пробы (о профессиональных пробах см. далее). Задача таких проб - не столько «дегустация профессии», сколько «дегустация себя в профессии».

Второй важнейший принцип - постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения. Это требует отказа от всякого рода «профориентационных мероприятий» и других подобных «быстрых», разовых и эпизодических форм профориентационной работы. Предметом сопровождения профессионального самоопределения выступает длительный процесс, начинающийся с дошкольного возраста и продолжающийся на протяжении всей жизни.

Задачами сопровождения профессионального самоопределения обучающихся различных возрастов являются:

  • - для дошкольников - формирование интереса к миру профессионально-трудовой деятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • - учащихся 1-7 классов - формирование набора компетенций, обеспечивающих успешность профессионального самоопределения (готовность ориентироваться в мире профессиональной информации, оценивать степень успешности прохождения профессиональных проб, совершать обоснованный выбор на основе перебора альтернатив, принимать решение и воплощать его в жизнь, преодолевая возможные трудности и т.д.); самопознание для определения своих профессиональных склонностей, способностей и личностных качеств;
  • - учащихся 8-9 классов - комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающееся определением профиля обучения в старшей школе либо профессии/ специальности СПО;
  • - учащихся 10-11 классов - комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающееся определением специальности/направления подготовки в профессиональной образовательной организации либо вузе;
  • - студентов техникумов, колледжей, вузов - уточнение правильности совершенного профессионально-образовательного выбора; укрепление, углубление и развитие профессиональной мотивации; при необходимости - повторное самоопределение, связанное с изменением своего профессионального выбора; а также - уточнение специализации и выбор конкретного места работы; определение путей и средств профессионального самосовершенствования и саморазвития.

Принцип практико-ориептироваипости процесса сопровождения профессионального самоопределения требует обязательного использования в профориентационной деятельности практикоориентированных форматов: профориентационных проектов, деловых игр, индустриальных экспедиций, игровых чемпионатов, профессиональных проб и т.д. Наибольший эффект дают те из них, которые способствуют погружению подростка в реальный профессиональный контекст и поэтому, как правило, не могут осуществляться непосредственно в школах. Именно поэтому организация профориентационной работы требует налаживания тесного социального партнерства школ с «внешним контуром профориентации» - организациями дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями, вузами, предприятиями экономической и социальной сферы.

Естественным следствием предыдущего выступает принцип открытости и социального партнерства , требующий активного включения в профориентационный процесс всех заинтересованных субъектов - обучающихся и их родителей, образовательных организаций всех типов и уровней, работодателей, представителей общественных организаций, СМИ, органов муниципального самоуправления, - и организации их диалога и взаимодействия на локальном, муниципальном, региональном уровнях. Социальное партнерство и социальный диалог всех сторон, заинтересованных в ходе и результатах профориентационной работы - единственная гарантия того, что будут исключены ситуации как авторитарного давления на профессиональный выбор обучающегося со стороны кого бы то ни было, так и манипуляции его сознанием с целью добиться определенного решения.

Принцип субъектной активности предполагает активную позицию ребенка и подростка в процессе своего профессионального выбора и, соответственно, приоритетность активно-деятельностных форм и методов профориентационной работы.

Принцип позитивности требует использования творческого подхода и ярких, привлекательных форм при организации профориентационной деятельности, особенно массовых и групповых форм работы. При демонстрации обучающимся и их родителям образцов профессиональной деятельности, профессионального оборудования и т.п. необходима демонстрация наилучших образцов и лучших практик. Позитивная эмоциональная окрашенность, в сочетании с творческим подходом способствуют тому, что профессиональный выбор приобретает характер не «выбора из двух зол», а «выбора между хорошим и лучшим». Все это позволяет реализовать еще одну важную задачу профориентационной работы - сформировать у детей, подростков и молодежи интереса к профессионально-трудовой деятельности, представлений о ее красоте и целесообразности, о ее положительном влиянии на личностное развитие и духовный облик человека.

Формы и методы профориентационной работы разнообразны. Все они могут быть распределены по трем основным группам: информирование, обучение самоопределению и практика.

Формы и методы группы «информирование » объединены общей целью - обеспечение адресатов информацией, необходимой для обоснованного профессионального выбора, осознанного самоопределения и грамотного построения личного профессионального плана.

  • 1. Сеанс информации - форма профессионального информирования, ограниченная по времени, тематике и рассчитанная на конкретный целевой контингент. Возможные варианты:
    • - информационное сообщение - краткосрочный сеанс информации продолжительностью 5-30 мин;
    • - лекция/лекция-беседа - сеанс профессионального просвещения родителей, старшеклассников или студентов продолжительностью 45 мин - 1,5 ч;
    • - конференция - продолжительный сеанс информации с приглашением нескольких специалистов различного профиля и (или) представителей различных организаций; включает в себя инфор- мационные сообщения специалистов и «вопросно-ответную» часть;
    • - справочно-информационная консультация - индивидуальный или микрогрупповой сеанс информации, который проводится по запросу обучающихся либо их родителей;
    • - профориентационная акция/агитбригад а - профессионально-информационное мероприятие, реализуемое, как правило, студентами или старшеклассниками с использованием ярких, эмоционально окрашенных форм подачи информации. Имеет своей целью привлечение внимания широкой общественности (или отдельных категорий населения) к профориентационной проблематике, например, к теме востребованности/невосгребован- ности определенных профессий.

Содержанием может быть актуальная информация: о путях и способах построения профессиональной карьеры, условиях ее успешности; об основных трудовых ролях в современном обществе; об особенностях различных профессий (об условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессией к работнику, а также о медицинских показаниях и противопоказаниях); о состоянии и перспективах развития местного рынка труда, в том числе о наличии вакансий по определенным профессиям на определенных предприятиях; о региональном и местном рынке профессионально-образовательных услуг, о возможностях и путях получения тех или иных профессий и специальностей, об условиях приема и поступления, об особенностях обучения по различным программам СП О и высшего образования и т.д.

Сеансы информации, проводимые с небольшими группами обучающихся определенного возраста и (или) их родителями, также могут быть посвящены индивидуальным профессионально значимым особенностям конкретных учащихся (способностях, уровне общей и академической подготовленности, ограничениях и противопоказаниях).

Сеансы информации, адресованные родителям учащихся, как правило, посвящены их психолого-педагогическому просвещению о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения детей и подростков.

2. Встреча с профессионалом - способ профессионального информирования, обеспечивающий получение информации «из первых рук» путем организации непосредственного общения обучающихся и (или) их родителей с представителем профессиональной сферы (квалифицированным рабочим, специалистом, руководителем, экспертом). В качестве профессионалов, приглашенных для беседы, могут выступать родители учащихся, а также выпуск- ники школы или соседних школ, в том числе молодые специалисты. В этих случаях эмоциональное воздействие встречи оказывается сильнее, поскольку барьеры восприятия снижены или отсутствуют (профессионал - «свой человек», с которым присутствующие легче устанавливают контакт и идентифицируют себя).

Типовые этапы проведения встречи с профессионалом:

  • 1) подготовка - предварительный рассказ участникам встречи о профессионале;
  • 2) рассказ профессионала;
  • 3) ответы профессионала на вопросы участников (неформальная беседа);
  • 4) последействие - обсуждение личностно-значимых результатов встречи в группе участников.

Разновидности подобного мероприятия: беседа; конференция (с одновременным участием профессионалов - представителей разных специальностей/разных предприятий); интервью у профессионала (в том числе па рабочем месте), которое может выполняться в ходе профориентационного проекта или производственной экспедиции; урок от профессионала.

Профессиональная диагностика - метод получения объективной информации о потенциальном соответствии возможностей конкретного человека требованиям той или иной профессии. Методы профессиональной диагностики: беседа или интервью открытого типа; интервью закрытого типа по заранее обозначенным вопросам; анкетирование; опросники различной направленности (для диагностики профессиональной мотивации, профессиональных способностей, индивидуально-личностных особенностей); психологические профориентационные тесты; психофизиологические и медицинские обследования; аппаратурный метод.

Как правило, профессиональная диагностика проводится в рамках профессионального консультирования специально подготовленными психологами или профконсультантами, однако преподаватель профессионального образования тоже может использовать в своей работе некоторые несложные методики, например:

  • - методика Дж. Холланда (Голланда ) - позволяет выявить один из шести типов профессиональной направленности личности (характер способностей, стиль мышления и деятельности, ведущие потребности и ориентацию на те или иные человеческие ценности);
  • - «Профассоциации» - профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе. Испытуемый дает ассоциации на профессии. Оценивается профессиональная направленность личности;
  • - «Якоря карьеры» - методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации.

Кроме того, в качестве средств профессиональной диагностики могут использоваться практически все форматы профориентационной работы, поскольку они позволяют наблюдать самоопределяющихся детей и подростков в различных видах деятельности и ситуациях - трудовых, игровых, конфликтных и т.д. В этих ситуациях наглядно проявляются индивидуальные особенности обучающихся, значимые для их профессионального самоопределения - способности, склонности, личностные качества, уровень сформированности определенных навыков и компетенций.

3. Презентация профессионального (профессионально-образовательного ) контекста - демонстрация обучающимся и (или) их родителям наглядно-практической информации, отражающей актуальное состояние профессиональной и профессионально- образовательной среды региона, а также локальных профессиональных и профессионально-образовательных практик и контекстов. При этом обучающиеся и их родители остаются в роли наблюдателей и не включаются в демонстрируемые практики.

Предметом демонстрации могут быть (в различных сочетаниях):

  • - профессиональный контекст предприятия (технологический процесс, оборудование и принципы его работы, профессиональная деятельность работников, условия труда, система корпоративного обучения, работа с молодыми специалистами и т.д.);
  • - профессионально-образовательный контекст колледжа, техникума, вуза (аудитории, лаборатории, особенности студенческой жизни и т.д.);
  • - обобщенная информация (данные о вакансиях предприятия, сведения о профессиональной образовательной организации, обзор профессионально-образовательных организаций региона и т.д.).

Среди разновидностей презентаций можно назвать следующие:

  • - мастер-класс - ограниченная во времени демонстрация высококвалифицированным специалистом собственного мастерства, авторского стиля профессиональной деятельности. Цель мастер-класса - продемонстрировать профессиональные компетенции и умения профессионала, а также его «внутреннюю кухню» и «ноу-хау». Мастер-класс не предполагает непосредственного включения в практическую деятельность других участников, которые остаются в роли «активно наблюдающих»;
  • - выставка (профориентационная) - демонстрация профессиональных и профессионально-образовательных контекстов предприятий и образовательных организаций города, региона, кластера, отрасли посредством специально оформленных стендов (экспозиций);
  • - «День открытых дверей» - демонстрация профессиональнообразовательного контекста образовательной организацией, реализующей программы профессионального и (или) высшего образования. Аналогичные мероприятия могут быть организованы и предприятиями («День открытых турникетов»);
  • - профессиональная экскурсия - способ ознакомления с профессиональным контекстом путем посещения конкретного предприятия (условия эффективности экскурсий см. в гл. 2). В роли экскурсовода может выступать как специально подготовленный работник предприятия, гак и педагогический работник партнерской образовательной организации - центра детского творчества, колледжа, техникума, вуза;
  • - виртуальная экскурсия - ознакомление с предприятием, технологическим процессом, профессией посредством информационно-телекоммуникационных технологий (видеозапись, вебкамеры, скайп, компьютерное моделирование и т.д.). Эффективно для ознакомления обучающихся с режимными предприятиями, вредными производствами, а также в работе с обучающимися, проживающими в удаленных и труднодоступных территориях;
  • - ярмарки вакансий - периодические мероприятия посреднического типа, организуемые местной службой занятости для разных категорий населения (выпускников организаций профессионального и высшего образования; безработных; лиц, собирающихся сменить работу, и др.). В рамках ярмарки вакансий на одной площадке организуется непосредственный контакт работодателей с потенциальными работниками.

К группе «обучение самоопределению» относятся следующие педагогические технологии:

  • 1. Решение кейсов профориентационной направленности.
  • 2. Профориентационные игры (ролевые, деловые).

Эти педагогические технологии мы рассматривали в параграфе 4.3. Ряд профориентационных игр разработан профессором Н. С. Пряжниковым и представлен в его книгах .

3. Социально-психологический тренинг , с которым мы познакомились в гл. 2.

  • См.: Пряжников II. С. Активизирующая профконсультация: теория, методы,программы: метод, пособие. М., 2014.
  • См. также: Тюшев 10. В. Выбор профессии: тренинг для подростков. СПб.,2009.

44. Раскройте основные возрастные особенности профессионального самоопределения;

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе :

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Профессиональное самоопределение молодого человека - результат длительного процесса развития его личности. Своими истоками оно восходит еще к раннему детству и дошкольному периоду, когда ребенок в процессе взаимодействия со взрослыми и в системе игр развивает познавательные психические процессы, психомоторные функции, речь, способность к волевым усилиям и самооценке, усваивает правила поведения и моральные нормы, формирует определенную иерархию наиболее привлекательных для себя целей и наиболее приемлемых, лучше выполняемых действий и операций.

Подготовка к профессиональному самоопределению продолжается в начальных классах школы. В этот период осваиваются новые социальные требова­ния, связанные с процессом обучения и режимом школы, воспитываются навыки общественного взаимодействия, чувство личной и коллективной ответственности за порученное дело, формируется преобладающий интерес к некоторым учебным предметам и, следовательно, закладываются элементы будущей предрасполо­женности к тому или иному виду профессионального труда. На начальные классы должно быть спланировано и проведение первых мероприятий профориента­ционной работы. Младших школьников необходимо целенаправленно знакомить с различными видами трудовой деятельности, с людьми разных профессий, с профессиями родителей, развивать у них положительное отношение к труду, раскрывать необходимость труда для общества.

Профориентационная работа еще в большей степени ориентирована на учащихся 5-9 классов. Ее цель на этом этапе - сформировать нравственную и трудовую основу выбора профессии. У младшего подростка особенно интенсивно формируются моральные понятия, развивается нравственное сознание, зарождаются жизненные и профессиональные идеалы, появляется потребность осознать себя как личность, соотнести свои возможности с возможностями сверстников и старших, стать взрослее. Рассматриваемый период характеризуется все более активными попытками самовоспитания, самосовершенствования, стремлением подготовить себя к будущему. Именно в эти годы закладываются основы общей и профессиональной направленности личности, вырабатывается представление о той профессиональной общности, в которую подросток включает себя в перспективе. Для профессиональной ориентации чрезвычайно важно не упустить из зоны своего внимания этот возрастной период, иначе многое затем придется перестраивать, менять в наклонностях и устремлениях юноши.

Особый интерес для нашего анализа представляют учащиеся 10-11 классов (старший подростковый и ранний юношеский возрасты), когда процесс профессионального самоопределения вступает в решающую стадию - диф­ференцируются, индивидуализируются и становятся осознанными интересы к различным видам деятельности, формируется готовность к выбору определенной профессии. В юности заканчивается физическое созревание организма и большинство физиологических и психофизиологических функций достигает пика своих возможностей. Не случайно, что этот период считается лучшим для общего и профессионального обучения человека. Анализ показывает, что важнейшей ступенью, своего рода переломным этапом в деле профессионального само­определения молодого человека является рубеж развития его личности, приходящийся на 14-15 лет, т.е. период перехода от старшего подросткового к раннему юношескому возрасту. Как правило, на этом этапе, завершая обучение в неполной средней школе, он должен определить свою профессиональную позицию.

Самоопределение связано с принятием решения о будущей работе. Качество самоопределения, его обстоятельность, обоснованность влияют на устойчивость планов, а устойчивость - на личную значимость работы в жизненных планах. Следовательно, на этапах профориентации важно обращение внимания, прежде всего, на укрепление личности в профессиональном самоопределении. Здесь нельзя допускать половинчатости, человек должен быть психологически подготовлен к принятию окончательного решения о выборе профессии. Плохую услугу оказывают предложения типа “попробуй”, “испытай”. Сама их форма не позволяет человеку проявить характер при возникновении трудностей в овладении профессией или в процессе работы.

Серьезную помощь в профессиональном самоопределении могут оказывать кадровые службы предприятий. Конечно, положительно влияют на само­определение и беседы учителей, и экскурсии на предприятие, и ознакомление с технологией и техникой. Все это должно использоваться. Но главное средство влияния - это люди предприятия, их профессиональное мастерство, их самореализация в труде. Сильное влияние на самоопределение молодежи оказывают непосредственная причастность специалиста, проводящего беседу, к производственному процессу, хорошее знание своего предприятия, трудового коллектива. Наконец, не последнюю роль играет судьба, личное удовлетворение выбранной профессией. Хорошо, если рабочие и служащие могут увлекательно рассказать о своей профессии. Но этим даром обладают далеко не все. Сильнее на человека действует демонстрация работы, особенно демонстрация приемов преобразования предмета труда, процесса превращения его в полезную вещь.

Встречи работников предприятия с учениками соседних школ должны быть систематическими. Профессиональное самоопределение складывается не на основе единичного впечатления. Устойчивым оно становится в результате близкого знакомства с профессией. Как правило, наблюдение за мастерской работой другого человека вызывает желание повторить его действия самому. Положительные эмоции вызывают непосредственную реакцию на ситуацию, но не всегда способны поддерживать интерес к профессии в течение длительного времени. При изучении самого процесса труда формируется познавательный интерес, который придает большую устойчивость профессиональному самоопределению. Таким образом, профориентационная работа предприятия должна основываться, в первую очередь, на постоянных (в стенах предприятия) контактах кадровых, удовлетворенных своей работой, профессионально удачливых рабочих и служащих с молодыми людьми из ближайших школ.

45. Охарактеризуйте уровни и типы профессионального самоопределения личности (по Климову Е.А., Пряжникову А.С.)

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
гностический (перестройка сознания и самосознания);
практический (реальные изменения социального статуса человека).э

Профессиональное самоопределение, согласно Н.С. Пряжникову, реализуется на следующих уровнях:
1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций. Свобода выбора действий человека ограничена.
2. Самоопределение на конкретном трудовом посту. Трудовой пост характеризуется ограниченной производственной средой, включающей средства труда, профессиональные права и обязанности. Выполнение многообразных функций повышает возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности. Смена трудового поста негативно сказывается на качестве труда, вызывает неудовлетворенность работника.
3. Самоопределение на уровне конкретной специальности. Предполагает смену различных трудовых постов, что расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.
4. Самоопределение в конкретной профессии. Работник выполняет смежные виды трудовой деятельности по нескольким специальностям.
5. Жизненное самоопределение. Связано с выбором образа жизни и кроме трудовой деятельности включает самообразование, досуг и др. Профессия становится средством реализации определенного жизненного стиля.
6. Личностное самоопределение. Характеризуется нахождением самобытного образа Я и утверждением его среди окружающих людей. Человек приподнимается над профессией, социальными ролями, становится хозяином собственной жизни. Окружающие люди характеризуют работника не просто как хорошего специалиста, но и, прежде всего, как уважаемого человека и уникальную личность.
7. Самоопределение личности в культуре. Наблюдается направленность человека на «продолжение» себя в других людях. Характеризуется значительным вкладом личности в развитие культуры, что позволяет говорить о социальном бессмертии человека.

46. Раскройте виды, формы и методы активизации. Дайте характеристику основных моделей активизирующего воздействия на клиентов.

47. Раскройте цели, задачи профориентационной работы в школе.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Цель профориентационной работы – подготовить учащихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Задачи профориентационной работы:

Формирование у учащихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии.

Определение склонностей, интересов и способностей учащихся к конкретному виду деятельности и возможностей реализации.

Развитие значимых для профессиональной деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) и специальных (математических, художественных и др.) способностей.

Создание условий для общекультурной и допрофессиональной подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей.

Ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии.

Пропаганда востребованных в обществе профессий. - Оказание помощи учащимся при решении вопроса о выборе профессии.

Организация совместной деятельности школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта по профориентации учащихся.

Loading...Loading...