Восприятие есть процесс построения образа. Восприятие

Восприятие

Восприятие , перцепция (от лат. perceptio ) - познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств . Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений , инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие - нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга . Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение . Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов . Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Свойства восприятия

  • Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит из этапов:
  1. Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Константность восприятия

Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула, способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отраженный свет изменяется если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонен к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклоненный квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности. Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика - Таулесса:

где - высота прямоугольника-измерителя,которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, - высота квадрата эталона, , где - угол наклона квадрата-эталона.

Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.

Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается "регрессом к действительным объектам". Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии .Так иллюзия Понцо показывает как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный чем отрезок расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен "ближе" к наблюдателю.

Факторы восприятия

Внешние

  • Размер
  • Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • Контрастность (противоречие с окружением)
  • Движение
  • Повторяемость
  • Новизна и узнаваемость

Внутренние

Установка восприятия - ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация - человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации , то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении .

Восприятие в зоопсихологии

Восприятие присуще главным образом высшим живым существам ; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию , идентификацию , каузальную атрибуцию .

Эффекты восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

  • Эффекты стереотипизации:
  • Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
  • Эффекты последовательности:
  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  • Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  • Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
  • Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
  • Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  • Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
  • Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.
  • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
  • Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
  • Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Атрибуция

Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку.

Впечатление

Формирование впечатления

Формирование впечатления - процесс создания своих впечатлений о других.

Впечатления составляют:

  • Образцы поведения
  • Абстракции

Управление впечатлениями

Управление впечатлениями - поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.

Тактики управления впечатлением:

  • Усиление собственной позиции
  • Усиление позиции собеседника

Самопрезентация - поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Согласно данным исследования Гордона , произведённого в 1996 году , уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:

  1. Представление собеседника в лучшем свете
  2. Согласие с мнением собеседника.
  3. Самопрезентация
  4. Комбинация 1-3
  5. Оказание услуг

Литература

  • Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с. - ISBN 978-5-91180-873-0
  • К. Прибрам. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / А.Р. Лурия.. - М .: Прогресс, 1975. - 464 с.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • 5. Индивидуальность, индивид, личность, субъект. Структура индивидуальности.
  • 6. Культурно-исторический подход к развитию психики л.С.Выготского. Понятие впф. Их специфика, структура и развитие.
  • 7. Личность как иерархия мотивов. Другие теории личности в современной психологии.
  • 8.Основное содержание гуманистической психологии. Модель психического здоровья в гуманистической психологии: понятие и критерии.
  • 9. Основное содержание деятельностного подхода. Модель психического здоровья в деятельностном подходе. Психотерапевтический потенциал деятельностного подхода.
  • 19. Воображение, его виды и функции. Воображение и творчество.
  • 20. Основные идеи и вклад Рене Декарта в современное психологическое знание.
  • 21. Основные понятия и положения гештальтпсихологии, понятие инсайта (к.Дункер). Примеры гештальтфеноменов (м.Вертгаймер).
  • 22. Основные теории эмоций.
  • 23. Понятие «нормы» в психологии и ее критерии.
  • 24. Понятие ведущей деятельности в периодизации психического развития личности. (л.С. Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Б. Эльконин).
  • 25. Понятие способностей, проблема их диагностики и развития. Способности и задатки. Способности и личность.
  • 26. Проблема личностного смысла. Смысл как отношение мотива к цели. Ситуативный смысл.
  • 27. Проблема распределения внимания. Внимание как политика распределения органического ресурса. (д. Канеман).
  • 28. Психология как наука. Ее место среди других наук о человеке. Отрасли современной психологии.
  • 29. Психофизическая проблема и варианты ее решения в философии и психологии. Психофизиологическая проблема.
  • Исследования в школе к.Левина.
  • 31.Сознание как предмет научной психологии. Явления и свойства сознания по в.Вундту. Поток сознания (в.Джемс).
  • 3 Различных по своему функциональному значению образующих сознания.
  • 31. Темперамент в структуре индивидуальности. Общая характеристика теорий темперамента.
  • 33. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина. Опыт формирования внимательности у школьников.
  • 34. Характер в структуре индивидуальности. Основные теории характера.
  • 35. Возрастная периодизация психического развития и её разновидности. Проблема психологического возраста.
  • 10 Вопрос. Методы психологии: классификация, общая характеристика, возможности и ограничения
  • Различные классификации методов:
  • Методы наблюдение и эксперимент
  • 11. Мышление как предмет экспериментального исследования. Понятие задачи в психологии познания. Факторы, влияющие на успешность решения мыслительных задач.
  • 12. Общая характеристика бихевиоризма. Поведение. Подкрепление. Основные законы научения (Торндайк, Уотсон).
  • 13. Теория личности к.Левина в гештальтпсихологии. Понятие жизненного пространства и психологического поля. Квазипотребность.
  • 14. Общая характеристика психоанализа. Бессознательное. Психоаналитические методы. Индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга.
  • 15. Общая характеристика школы деятельности. Деятельность, действие, операция. Детерминация психического. (Леонтьев, Рубинштейн).
  • 16. Внимание и его виды. Основные свойства внимания, методы исследования.
  • 17. Память и ее виды. Основные процессы памяти.
  • 18. Восприятие, его виды, свойства восприятия. Восприятие пространства и движения. Восприятие как процесс построения перцептивного образа.
  • 18. Восприятие, его виды, свойства восприятия. Восприятие пространства и движения. Восприятие как процесс построения перцептивного образа.

    Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее при воздействии адекватных физ. раздражителей на органы чувств. Активный процесс сбора, анализа и интерпретации информации.

    Ощущение – это псих. отражение изолированных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Врожденное, не требует научения.

    Переход от ощущения к восприятию требует пожизненного научения.

    Для развития восприятия недостаточно только наличие адекватной стимуляции, необходима собственно активность.

    Схема – способ организации новой информации в соответствии с уже существующей. (построение образа)

    - Найссер: схема как основной принцип организации потока информации. – это активный организатор опыта, который подготавливает субъект к принятию информации строго определенного типа.

    Найссер предложил модель перцептиного цикла, объясняет как мы используем схемы при восприятии. Модель включает: схему, которая направляет исследование, которое выбирает объект, который модифицирует схему. (замкнутый треугольник).

    - Схема – эта та часть перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему, она модифицируется опытом и специфична в отношении того, что воспринимается. Формируется и развивается по мере накопления опыта.

    Восприятие носит циклический характер – мы отбираем поступающую информацию, основываясь на предсказаниях существующих у нас схем, а затем изменяем схемы в соответствии с поступающей информацией.

    Свойство:

    Константность восприятия – фиксирует факт относительного постоянства воспринимаемых свойств предметов в широком диапазоне изменения условий восприятия.

    Константность размера, формы, цвета.

    Гельмгольц (объяснение константности) – «теория бессознательных умозаключений» - система восприятия производит молниеносные автоматические вычисления, исходя из постоянства отношения размера изображения на сечатке и расстоянии до него.

    Восприятие – система перцептивных действий, направленных на ознакомление с предметами, явлениями, воздействующими на органы чувств.

    Процесс построения перцептивных образов состоит в следующем:

      структурирование хаотических потоков стимуляции

      Выделение наиболее характерных для него признаком;

      Опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений, классификация.

    гипотеза эталона – соотнесение с эталоном, идеалом. но это крайне неэкономно.

    гипотеза черт – каждый символ кодируется с помощью комбинаций простейших деталей – эталонов и ключевых связей между ними. Более экономна.

    Категорическое опознание – это такой вид восприятия, когда объекты опознаются, как принадлежащие к разным категориям, и исключается возможность их градации в пределах одной категории. (напр. мы не можем оценить некоторый звук между «б» и «п».)

    гипотеза прототипа – прототип= «главная идея» того или иного объекта, не имеет четко фиксированных границ, отнесение к той или иной категории зависит от контекста. Дополняет гипотезу черт.

    Восприятие пространства:

    Движущиеся объекты представляют биологический интерес для человека.

    Изменение местоположения на сечатке стимула со схожими характеристиками однозначно интерпретируется мозгом как движение.

    Феномен кажущегося движения (Вертгеймер) – окружность с 2мя прорезями с расстоянием в 30 градусов. Луч света пропускался попеременно через них. Когда интервал между освещением 1 и 2 прорези около 60мс, у испыт-ого создавалось впечатление, что светящаяся полоска движется по часовой стрелке.

      Явление бинокулярного параллакса – физиологическое различие между осями зрения двух глаз. На его основе мозг непосредственно оценивает расстояние до объекта.

      Явление монокулярного параллакса: Можно вынести суждение о глубине и размере объекта, основываясь на данных лишь одного глаза – монокулярные признаки расстояния: относительный размер, интерпозиция, относительная четкость, яркость, градиент текстуры итд.

      Интерпозиция – если изображение одного объекта частично накладывается на другое, мы воспринимаем его, как расположенного ближе.

      Относит. четкость и яркость – свет отражаемый отдаленным объектом рассеивается сильнее, нечеткие объекты кажутся нам расположенными дальше.

      Градиент текстуры: мы оцениваем смену крупных и отчетливых объектов более мелкими и более тесно расположенными как сигнал увеличения расстояния.

      Относительное движение (двигательный параллакс) – мы воспринимаем не просто движение изолированных объектов в пространстве, но и изменение их взаимного расположения.

    Распознавание целостных объектов с помощью групп стимулов – принципы организации феноменального поля:

      принцип близости – элементы, которые близки друг к другу в пространстве или во времени, кажутся объединенными в группы.

      принцип непрерывности – сущ-ет тенденция следовать в направлении, позволяющем связывать элементы в непрерывную последовательность (напр. колонки точек или строчки)

      принцип сходства – подобные элементы воспринимаются совместно, образуя замкнутые ряды

      принцип замыкания – тенденция к завершению незаконченных предметов и заполнению пробелов.

      принцип простоты – организация стимулов таким образом, чтобы получившаяся фигура была максимально симметричной, простой, устойчивой.

      принцип выделения фигуры из фона – склонность разделять зрительное поле на объект и задний фон. Объект (фигура) кажется более яркой.

    Восприятие движения . Это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Движение способна воспринимать периферия зрения. Точная оценка скорости движения объекта в поле зрения возможна только при участии версионных (следящих) движений глаз. При неподвижном положении глаз восприятие движения объекта в поле зрения переоценивается в 1,5 – 2 раза (явление Ауберта-Флейшла).

    Другие виды восприятия:

    Гаптическое – канал восприятия информации, образуемый сочетанием кожной и кинестетической стимуляции. (давление, холод, боль и пр.)

    Экстрасенсорное восприятие – восприятие происходящее независимо от известных сенсорных процессов. (телепатия, предсказание)

    Слуховое восприятие – частота, громкость,

    Вкусовое восприятие – 4 основных вкусовых ощущений – горькое, сладкое, соленое, кислое.

    Зрительное восприятие – яркость, цвет, контур, форма. Сюда особенно относятся гипотезы эталона, черт, прототипа и принципы организации феноменального поля.

    , 09.09.2019 Организация деятельности ГПС Тема № 1. Организация по , Военно-морской флот Российской Федерации.pptx , Прогноз социально-экономического развития Российской Федерац (1) , МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.do , Курганская М. Я. Автореферат ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИ , Министерство образования и науки Российской Федерации.docx .

    Восприятие

    40. Восприятие часто принято называть:

    а) осязанием,

    б) апперцепцией,

    в) перцепцией,

    г) наблюдательностью.

    41. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в:

    б) отечественной психологии

    в) гештальт психологии

    г) психологии сознания
    42. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при:

    а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом

    б) его опосредованном взаимодействии с этим объектом

    г) все ответы неверны

    43. Образы представлений ______ по отношению к образам ощущении и

    восприятия.

    а) первичны

    б) вторичны

    в) третьичны

    г) все ответы верны

    44. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, - это:

    а) апперцепция

    б) перцептивная система

    в) перцептивные действия

    г) осязание

    45. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времена, движения выступает:

    в) форма существования материи

    г) активность субъекта

    46. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:

    а) ведущий анализатор

    б) предмет отражения

    в) форма существования материи

    47. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений:

    а) апперцепция

    б) иллюзии

    в) наблюдательность

    г) осязание

    48. Субсенсорное восприятие это одно из проявлений:

    а) бессознательного

    б) сознательного

    в) надсознательного

    г) все ответы верны

    49. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:

    а) агнозией

    б) галлюцинацией

    в) иллюзией

    г) бредом

    50. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля иллюстрирует закон:

    а) транспозиции

    б) фигуры и фона

    в) прегнантности

    г) константности

    51. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

    а) иллюзиями восприятия

    б) галлюцинациями

    в) фантазиями

    г) грезами

    52. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:

    а) инсайтом

    б) перцепцией

    в) апперцепцией

    г) сенсибельностью
    53. Феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как _______ восприятия.

    а) иллюзия

    б) константность

    в) целостность

    г) предметность

    54. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов , называется:

    а) константностью

    б) осмысленностью

    в) избирательностью

    г) целостностью

    55. Константность восприятия _____ свойство.

    а) врожденное

    б) приобретенное

    в) генетически обусловленное

    г) все ответы верны

    56. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется свойство _____ восприят ия:

    а) целостности

    б) предметности

    в) константности

    г) структурность

    57. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от:

    а) потребностей

    б) интересов

    в) ожиданий

    г) все ответы верны

    58. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные , но существенные детали, характеризует:

    а) иллюзии

    б) перцептивные действия

    в) наблюдательность

    г) осязание

    59. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:

    а) более продолжительное

    б) быстро прошедшее

    в) обычно, без изменений

    г) все ответы верны

    60. Готовность организма к восприятию предмета или явления определенного вида определяется как:

    а) апперцепция

    б) установка

    в) наблюдательность

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

    ТЕМА «ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ»

    ВВЕДЕНИЕ

    1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

    2. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС

    3. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ И ИСКАЖЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ

    4. ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    ВВЕДЕНИЕ

    Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие – это весьма сложный позитивный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая может значительно отличаться от реальности. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения.

    В ходе работы я ознакомилась и пользовалась материалами различных авторов, также уделяющих внимание изучению процесса восприятия, а именно: О.С. Виханского, А.И. Наумова, П.М. Дизеля, У.М. Раньяна и др. За основу я взяла материалы из «Хрестоматии по организационному поведению», где собраны воедино все вышеуказанные источники.

    Цель написания работы заключается в раскрывании сущности процесса восприятия, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие человека.

    При этом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия, рассмотреть восприятие как процесс получения из окружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие человеком организационного поведения, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии, более подробно рассмотреть особенности восприятия человека, которое сильно влияет на многие важные организационные процессы.

    1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

    Отправной точкой в изучении восприятия служит выявление взаимосвязи между восприятием и ощущением.

    Природа рецепторных аппаратов у различных видов живот­ных весьма различна и позволяет воспринимать звуковые или свето­вые волны более или менее высокой частоты: собака слышит ультра­звуки, пчелы воспринимают ультрафиолетовые лучи, некоторые животные не различают цветов...

    Человек занимает свое место в этой иерархии, и, хотя диапазон волн, которые он способен воспринять, довольно широк, он улав­ливает далеко не все. Более того, даже внутри одного вида ощущение варьирует в зависимости от качества сенсорных аппаратов. У одного хорошее зрение, но посредственный слух, другой может похвастать­ся качеством и остротой обоняния.

    Закон Вернера-Фехтера сформулирован следующим образом:

    абсолютный порог ощущения - это наименьшая интенсивность сти­мула, достаточная для того, чтобы вызвать ощущение;

    дифференциальный порог ощущения - это увеличение интенсивно­сти раздражителя, достаточное для того, чтобы вызвать у субъекта изменение ощущения.

    Именно Фехтер сформулировал отношение, существующее меж­ду ощущением и раздражителем: ощущение увеличивается как лога­рифм раздражения.

    Ощущение называется элементарным, если оно физиологически и анатомически точно определено. Оно, следовательно, соответству­ет конкретному типу рецептора и типу системы передачи.

    Ощущение называется сложным, если оно связано с различными сенсорными органами и требует их согласованного действия. Боль­шинство наших ощущений - сложные. Так, например, курильщик ощущает не только вкус табака, его дополняют обонятельные и зри­тельные ощущения.

    Количество основных сообщений, которые получает кора голов­ного мозга в течение жизни человека, можно оценить в миллион миллиардов. Однако по-прежнему остается открытым вопрос, заре­гистрировал ли мозг эти сообщения, как он их истолковал и проана­лизировал. Именно он, как мы сказали, отбирает информацию и для этого принимает во внимание то, что знает, т.е. прошлый опыт.

    На уровне коры головного мозга ощущение перестает быть им­пульсом физико-химического типа и приобретает смысл. Здесь осу­ществляется переход от ощущения к восприятию.

    Таким образом, ощущение относится к элементарным актам поведения, которые во многом определяются физиологическими функциями.

    Восприятие – явление более сложное и емкое, чем ощущение. Процесс восприятия характеризуется как сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации и интерпретация. В целом процесс восприятия как бы добавляет и вынимает из картины «реальность» чувственного мира.

    Завершающим событием в процессе восприятия может быть реакция или поведение (явное или завуалированное), которое необходимо, чтобы восприятие рассматривалось как поведенческое событие, как важная составляющая организационного поведения.

    2. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС

    Поведение человека во многом зависит от того, как он вос­принимает ситуацию, в которой находится. Восприятие является важ­ным источником объяснения поведения. К тому же, изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек, можно изменить его поведение. Таким образом, изучение восприятия - одна из основных задач психологии.

    Все люди различны. Эти различия проявляются во всем многооб­разии характеристик человека. Люди имеют разный возраст, пол, образование, говорят на разных языках и по-разному ведут себя. Это разнообразие существенно расширяет потенциал и возможности орга­низации, и оно же порождает трудности в ее управлении, а также проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организаци­онным окружением.

    Создавая роли, организация стремится к стандартизации и уни­фикации. Однако если большинство ролей можно стандартизировать, то поведение большинства людей с трудом вписывается в стандарти­зированные рамки. Для того чтобы определить противоречия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а также меж­ду поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо понимать и знать, что является основополагающим в поведении человека, т.е. необходимо знать, как он воспринимает себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стиму­лирующие воздействия, чем мотивируются его предпочтения, что для него неприемлемо, а что само собой разумеется. Тремя осново­полагающими личностными началами поведения человека являются (здесь используется терминология О.С. Виханского и А.И. Наумова) восприятие, критериальная основа и мотивация.

    Восприятие может быть определено как процесс получения из окружения и обработки информации.Сам по себе этот процесс един для всех. На входе - получение ин­формации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный "порядок" и, наконец, на выхо­де - систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде и ложащаяся в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходным материалом для поведения человека. Несмотря на внешнее еди­нообразие процесса, восприятие каждым человеком действитель­ности различно. Оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на вы­ходе каждый индивид имеет собственную информацию о них, которая может существенно различаться у различных индиви­дов. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному.

    Восприятие человеком организационного окружения скла­дывается из двух процессов: отбор информации и систематиза­ ция информации , каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием ин­дивидуальных особенностей личности.

    Важнейшей особенностьюотбора информации является то, что он носит селективный характер. Используя доступные ему каналы получения информации, человек воспринимает зритель­ную, звуковую, осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые "сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации влияние оказывают не только физические возможности органов чувств воспринимать инфор­мацию, но и такие составляющие личности человека, как отно­шение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п., т.е. информация как бы проходит через психо­логический фильтр. Отбор позволяет человеку отбросить неваж­ную или ненужную информацию. Например, не слышать разго­вора людей, стоящих рядом, в том случае, если он его не интере­сует. В то же время отбор информации может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности. Защищая мозг человека от перегрузки, облегчая психологичес­кие нагрузки, давая "отдохнуть" органам чувств, отбор инфор­мации в то же время делает абсолютно невозможным полное восприятие человеком наблюдаемой действительности, обязатель­но приводит к искаженному восприятию действительности и воз­никновению разновидения одинаковых явлений отдельными людьми. Человек получает информацию из окружения с помо­щью органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Наибольший объем информации идет через органы зрения и че­рез органы слуха. Получаемая с помощью органов чувств ин­формация всегда фактологична и всегда это информация данно­го момента времени. Нельзя потрогать то, что было вчера, или увидеть то, что будет завтра. Важной особенностью информа­ции, получаемой с помощью органов чувств, является то, что она носит преимущественно объективный характер, хотя в це­лом она и не адекватна полностью отражаемой ею реальности.

    Органы чувств играют очень большую роль в восприятии человеком реальности. Однако они не являются единственным источником - получения информации. Не менее важную роль в получении информации играет интуиция. Используя вообра­жение как основное средство получения информации, интуиция позволяет человеку "видеть" то, что ему не доступно с помощью органов чувств. Информация, получаемая с помощью интуиции, относится к будущему, она связана с возможными событиями, действиями и носит предсказательный характер. Систематиза­ция информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информа­ции, позволяющую индивиду определенным образом отреагиро­вать на полученную информацию. Обработка информации рас­полагает ее в определенном порядке, придает ей некие завер­шенные формы, что наполняет информацию определенным смыс­лом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать, и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведе­ния комплекса информационных сигналов до упрощенных син­тезированных образов и категорий.

    Введение

    С самого рождения мы начинаем познавать мир. Мы видим - у нас создаются зрительные представления, мы слышим - звуковые… Наше представление мира стабильно. Нам кажется, что иначе и быть не может. Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других - из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т.е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности.

    Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых мы можем уловить лишь очень небольшую часть. Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки, тогда как эти ультразвуки легко слышит собака, дельфин или летучая мышь. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн - от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны). Однако наши глаза чувствительны лишь к небольшому участку спектра, занимающему промежуточное положение, к «видимому свету». Какой бы нам представилась реальность, если бы мы были способны различать другие формы энергии? Каково было бы наше видение мира, если бы наши глаза были способны улавливать рентгеновские лучи и мы видели насквозь то, что сейчас кажется непроницаемым? Но какой мозг понадобится бы нам, чтобы осмысливать окружающее, от которого мы получали бы такое множество сигналов?

    Таким образом, тема моего реферата: основные качества восприятия.

    Восприятие. Сущность восприятия

    Прежде чем приступить к рассмотрению основных качеств восприятия, необходимо выяснить, что вообще такое восприятие и в чем заключена его сущность.

    Итак, восприятие -- процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы psi.webzone.ru .

    Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие - совокупность ощущений. www.erudition.ru

    Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

    В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

    Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

    В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

    Восприятие -- результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

    Физиологической основой вое приятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений. зрительный слуховой осязательный восприятие

    Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

    Исследования П.К. Анохина Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. С. 447., НЛ. Бернштейна Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. показали, что сформированные перцептивные образы, становясь акцепторами (получателями) действия, обуславливают обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной деятельности.

    Восприятие -- результат сложной аналитико-синтетической деятельности.

    В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием.

    Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т. д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта.

    Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов.

    И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему.

    При изучении зрительной деятельности, приводящей к формированию зрительного образа, обнаружены различные уровни перцептивного действия.

    На начальной стадии формирования перцептивного образа отмечено

    развернутое взаимодействие ориентировочно-исследовательских, познавательных и исполнительных действий.

    На высших стадиях развития восприятия взаимоотношение основных компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа совершается в соответствии с поставленной задачей.М.В. Гамезо, И.А. Домашенко Информационно методическое пособие по курсу `Психология человека. Издат.: Педагогическое общество России, 2004

    Loading...Loading...