Заголовок для выставки народной куклы. «О чем молчат куклы» или третья областная выставка кукол

В галерее «Новое пространство» успешно экспонируется ежегодная выставка кукол. Она посвящена Году литературы, оттого имеет многозначительное название «О чем молчат куклы».

Перед восторженными зрителями предстала вереница художественных произведений, воплотивших литературные образы.

Алиса Якиманская , известнейший мастер, говоря о взаимосвязи кукольного дела и литературы, написала: « Читая книги, слушая музыку, разглядывая картины, находясь в толпе, сидя на берегу озера, мы как бы напиваемся образами, метафорами, чувствами, событиями. Мы учимся сочетать слова, звуки, цвета, мысли – и это отражается на нашей жизни и на том, что мы создаем. Для меня каждая кукла – это собирательный образ. И его надо найти! А делать это надо долго и упорно. Все мои человечки ведут меня за собой, через мир поэзии, музыки, снов… и не отпускают, пока все точки-крючочки, слова и морщинки не окажутся на своих местах. Мои любимые авторы: А.Чехов, У.Эко, А. Линдгрен, Н. Заболоцкий, Д. Хармс, Р. Киплинг, Н. Олейников, Туве Янссон и многие другие».

Ее кукла – марионетка «Пьеро» сделана для спектакля «Актер перед обманчивым зеркалом», по мотивам поэзии Луи Арагона, и не раз принимала участие в театральных спектаклях. Мне запомнилась своим глубоким погружением в музыку кукла «Музыкант» по мотивам новеллы Э.Т.А. Гофмана «Кавалер Глюк».

Второй год отбор на выставку проводился через социальную сеть «ВКонтакте», с последующим вердиктом компетентного жюри. В экспозицию выставки этого года вошли всего тридцать семь разнообразных кукол, среди которых каркасные, шарнирные и будуарные.

Впервые отдельной секцией представлены куклы, выполненные в жанре декоративно-прикладного искусства (текстильные куклы, медведи Тедди, композиции из шерсти и другие).

Общее впечатление от созданной экспозиции – замечательное! Первая, была пестрее, зрелищнее, потому что мастера для декорирования принесли красочные драпировки, множество аксессуаров. Для второй выставки были изготовлены специальные подставки под кукол. А на третьей, придуманы замечательные «облака» под потолком, «детский городок», остроумная елка из бумажных конусов, и художественно преобразовано все пространство галереи.

Для большинства авторов участие в выставке кукол – добрая новогодняя традиция, возможность показать свой уровень. Такие выставки необходимы, мы зрители реально видим, как уровень работ с каждым годом возрастает. И примечательно, что, каждый год выставки предъявляют новые имена кукольников.

Для меня новым именем стало имя Татьяны Рассказовой . Ее «чудо босоногое» по мотивам стихотворения И. Рудиной «Ходит чудо по квартире…» предстало в виде пухлого малыша, занятого поеданием конфет.

Ходит чудо по квартире,
Нет его любимей в мире.
Как озера блюдца-глазки,
Гномик маленький из сказки.
Говорит он: — Дай конфет!
Отвечает мама: — Нет!
Гномик ласковый пропал,
Вредным плаксой гномик стал!

Вот что пишет она о книжках: «С малых лет, как и многим деткам, родители читали мне сказки, а потом библиотека стала моим лучшим другом. «Золушка», «Русалочка», «Щелкунчик» – мои любимые произведения детства. Став мамой, возвращаешься в детство снова и с радостью читаешь все лучшие сказки, стихи уже дочке и ловишь себя на мысли, что детство никуда не уходит от тебя. Скоро, наверное, уже стану бабушкой и тогда буду читать волшебные сказки своим внукам. Мир Сказок неожиданно подарил мне мое новое увлечение – это создание кукол, образы которых неисчерпаемы в литературе. Одно Волшебство – Литература, подарило мне другое Волшебство – Кукольный Мир! »

В экспозиции представлены произведения мастеров из Тольятти. Татьяна Куркина выставила двух клоунов. «Мой любимый клоун», по мотивам одноименной повести В. Ливанова, и «Клоун с осенью в сердце» по мотивам повести В. Драгунского «Сегодня и ежедневно». Фигурки живые, веселые, задорно играют колокольчиком и платочками.

Ирина Киреева из Тольятти предъявила замечательного Кристофера Робина героя сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», как будто выскользнувшего со страниц книги, а Татьяна Тимонина видимо, переполнена безудержной фантазией настолько, что своих персонажей «Пьеро и Коломбину» по мотивам стихотворения А. Блока «Балаганчик», перегрузила множеством деталей и аксессуаров.

«Доказывать пользу книг смешно. Без литературы нет ни культуры, ни жизни. Открывая книгу, получаешь уникальную возможность погрузиться в мир, созданный писателем, повстречаться с совершенно разными людьми, узнать о различных стилях речи и характерных для них выражениях. Так что, много читая, можно потренировать свое остроумие и красноречие. Во время чтения книги я анализирую поступающую информацию. Мне интересно оценивать характер персонажей и их действия, предсказывать поступки и прогнозировать развитие событий, все это обеспечивает приятную и эффективную тренировку мозга и очень помогает мне выстроить характер будущей куклы, – пишет Татьяна Тимонина .

Очень достойно предстали кукольники Жигулевска. Светлана Бузницкая выставила трогательную «Еву» по мотивам произведения Л. Будогоской «Повесть о рыжей девочке», Наталья Нестерова – «Пуговичнного короля» по мотивам авторской сказки «Золотая пуговица», Светлана Климова создала простодушную «Лизоньку» по мотивам стихотворения Е.Тараховской: «Я снегурочку слепила. В коридор поставила. А она …растаяла!»

Татьяна Малушкина ведущий мастер-кукольник растрогала образом темнокожей девочки Пати по мотивам повести М. Коршунова «Крабий тупик» и композицией из двух миниатюрных шарнирных кукол Кай и Герда по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева. Конечно, Кая и Герду сложно создавать, учитывая известность и изобилие иллюстраций. Главное, не впасть в мимишность, сентиментальность. И это удалось. Образы сложились проникновенные, теплые и совсем современные. Татьяна Малушкина пишет: Я очень люблю волшебные сказки. Я живо представляю героев, их внешность, чувства, голос. Отчасти поэтому мне нравится создавать миниатюрных героев с живыми глазами, говорящими без всяких слов. Куклы, как и книги, – целый объемный мир, который обращается к душе человека.

Наталья Стукалова в этом году открыла для себя удивительного писателя, который захватил все мысли, все восприятие: Милорад Павич. Одно из его высказываний ее совершенно потрясло: «Роман – это государство, большое или маленькое. У него свои законы, свое население, своя валюта, им еющая или не имеющая хождения за пределами страны. У романа свои берега, свои границы, своя война, свой мир и свое время… Роман имеет своего отца и свою мать, но может быть и сиротой. Подкидышем. Подобно государству он может иметь свою родословную, а может быть выскочкой. Может быть дешевой проституткой или дорогой женщиной. Романы имеют не только своих предшественников, но и свое потомство, своих сыновей и дочерей, праправнуков. Государство имеет своего основателя, имеет его и роман».

Вдохновляясь рассказом «Обед на польский манер», она создала экспрессивную композицию с изображением погрудных портретов за столом.

Наталья Дементьева работает в широком диапазоне, предпочитая композиции из двух фигур, любит создавать костюмированную куклу, тяготея к описательности: «Литература для меня – величайшее наслаждение, возможность побывать там, где никогда мне не быть, узнать людей, испытать невероятные чувства, поучаствовать в приключениях и найти друзей. В общем, литература – все то, чего мне не хватает в реальности».

Вероятно отсюда такая тяга к литературности. Вот «Скрипичный мастер Николо Амати из романа братьев Вайнеров. Видно, у художника хорошая фотографическая память, и этим интересны ее портретные композиции. Композиция «Никогда не играйте с незнакомцами» по мотивам романа «Мастер и Маргарита» интересна не фигурой кота Бегемота за шахматной доской, а верным воспроизведением облика М. Булгакова. Но особенно меня поразил Александр Кайдановский в роли Сталкера. Он похож тонкими чертами лица, выразительной мимикой, и тем, как сидит, похож до оторопи и, даже немножко пугает.

Татьяна Завальская , создавая большое количество пуховичков и одеялок для шарнирной «Принцессы на горошине» по мотивам сказки Андерсена воспроизводит для нас далекую сказочную эпоху. Она пишет: Люблю читать сказки с четырехлетним сыном и не только сказки… Просто люблю читать… Неслучайно в русском языке существует выражение «люблю книгу», а не «люблю телевизор», подчеркивающее эмоциональную связь человека с этим феноменом культуры

Ежегодные кукольные выставки привлекают зрителей не только удовольствием от созерцания визуального ряда. Каждый год, на протяжении всей работы выставки происходят интересные встречи и мастер-классы. Программа выставки – насыщенная и необыкновенно разнообразная. Перед Новым годом, Татьяна Малушкина учила вышивке японских шаров, Наталья Стукалова – делать декор для дома к Рождеству в технике бумагопластики, Ия Батенева – изготовлению цветов из шелка. Психологи рассказали, зачем люди носят маски, и на днях сыграют моноспектакль по мотивам поэзии Луи Арагона в исполнении Алексея Якиманского .

Мне посчастливилось попасть на встречу с Еленой Кузуб по теме фантазийной куклы. На первой выставке она представляла очаровательную девочку – монстр Джилли, и сразу запомнилась нестандартным подходом к теме: у Джилли открытый ротик и в нем – зубы, как у акулы. На третьей выставке она представила девочку на куриных ножках – Белую ворону по мотивам одноименного произведения А.Бабкиной и будуарную куклу – Мотю-мотылька из «Доктора Айболита» К. Чуковского.

И пришёл к нему печальный мотылёк:

«Я на свечке себе крылышко обжёг.

Помоги мне, помоги мне, Айболит:

Моё раненое крылышко болит!»

– Не печалься, мотылёк!

Ты ложися на бочок:

Я пришью тебе другое,

шелковое, голубое,

Засмеялся мотылёк

и помчался на лужок

и летает под берёзами

с бабочками и стрекозами.

А весёлый Айболит из окна ему кричит:

«Ладно, ладно, веселись,

только свечки берегись!

Этот Мотя – забавный персонаж, с лицом как у колобка, с крошечными ручками и ножками на жирной тушке. Сзади на спине пришиты махонькие шелковые крылышки: «Как писатель, творящий своих героев через текст, я создаю своих кукол в доступном для меня материале, и иногда только по имени можно понять, что за персонаж стал прообразом созданной мною куклы. Но в этом я как раз и вижу главную прелесть литературы! Даже самое точное описание героя даёт огромный простор для фантазии, и это невообразимо прекрасно!» Во время встречи автор показала интересный альбом с монстрообразными куклами. И такое в наши дни тоже интересно…

Художник Анна Княгиничева неоднократно выставляется на выставках как интересный керамист. Ее куклы из фарфора, покрытые глазурью, тоже можно отнести к милым монстрикам. Это Капитан Крюк и его Прекрасная Дама в розовой пачке с деревянной ногой.

Бывая на этой выставке, обратила внимание на то, что зрители часто останавливались у композиции из двух кукол – «Мастер и Маргарита». Анна Швецова-Зорина усадила своих героев на афишную тумбу. Замечательна роспись задника в стиле арт-деко. Маргарита наклонила свою головку к плечу Мастера, в этой работе есть предчувствие расставания. У мастера довольно странная шапочка, и из-за этого пара проассоциировалась с персонажами книги «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема.

В центральной части зала выделяются произведения Ксении Мингалевой . Композиция «Я люблю свою лошадку» по мотивам стихотворения А. Барто «Лошадка» сразу вызывает симпатии у детей. А «Мастерская мамы Карло» по мотивам сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» показывает кухню художника, включая показ эскизов, чертежей кукол и персонажи не одетые, не обутые, незавершенные. Она делится впечатлениями: В детстве любимой была книга «Сказки мира». Наверное, в душе я по-прежнему ребенок, так как создаю и рисую героев сказок и стихов.

Куклы Ольги Гагаркиной «Осень», и Натальи Аказиной «Человек рассеянный» созданы по мотивам одноименных стихотворений. А куклы Катерины Барац «Тетя Мотя» и Марины Казанцевой «Паниковский» вдохновлены прозой. И здесь трудно решить, какой персонаж легче создать, поэтический или прозаический. Все зависит от фантазии мастера.

Отдельный раздел в экспозиции посвящен текстильной – декоративно-прикладной кукле: Мне лично понравилась композиция «Три девицы под окном» по мотивам «Сказки о царе Салтане». Это тряпочные фигурки куколок в передниках, в замысловатых головных уборах.

И еще приглянулась скромная Джен Эйр, созданная Татьяной Семиколеновой . У этого мастера точное чувство колорита в подборе текстиля. Известно, что цвет влияет на эмоциональное восприятие образа.

Мастеров и кукол представлено много, но разные жанры, материалы и техники, мое незнание этого раздела декоративно — прикладного искусства, не позволяют высказаться пространно по творчеству ряда авторов.

Вот и закончился Год литературы. На этой выставке выяснилось, что Все мастера-кукольники входят в категорию людей, постоянно читающих книги. Как раз именно они достойно отметили его, посвятив свои произведения. Художник Марина Казанцева – автор куклы «Паниковский» – лаконично выразилась: «Читаю, читаю, читаю… Литература помогает мне отвлечься от обыденности» .

Валентина Чернова

Фото Полины Бедных

Я постоянно пишу о различных рукоделиях и других видах заработка, не приносящих больших прибылей. Как начать зарабатывать больше, выйти на другой уровень? Как почувствовать себя не просто надомницей, целыми днями кропотливо выполняющей работу для небольшой кучки знакомых, но и творческой востребованной личностью, получающей дорогие заказы? Один из самых простых и действенных вариантов — это организация выставки.

Любой предприниматель постоянно озабочен такими вопросами, как реклама, формирование положительного образа фирмы и стимулирование продаж, как оптовых, так и розничных. Чтобы выйти на порог эффективности, требуются значительные денежные, человеческие и временные ресурсы. Организовав выставку, вы получаете возможность одновременно воспользоваться всеми вышеперечисленными инструментами маркетинга среди специально собранной целевой аудитории потенциальных клиентов. То есть на выставке вы и формируете образ своей фирмы и рекламируете товар и продаете его.

Как организовать выставку, привлечь посетителей, окупить расходы и получить прибыль

В первую очередь определимся с тем, что выставки бывают разные:

  1. Ради продаж (сделал, продал, пропил). Во многих городах уже есть регулярные выставки хендмейдщиков (handmade — ручная работа). Если у вас такого нет, то можно договориться с городской администрацией, другими мастерами и ежемесячно (или еженедельно) в определенном месте проводить такие выставки-ярмарки. Вход само собой бесплатный.
  2. Ради показухи, то есть классическая выставка, например, как . Оплата аренды и прочих расходов с входных билетов. Эти мероприятия не из дешевых и требуют серьезной организации, поэтому проводятся 1-2 раза в год.
  3. «Покажи себя сам». Это обычно не персональная выставка, а участие в большой городской, отраслевой или региональной выставке. Быстрых денег она не принесет. Ее плюс в том, что большую часть расходов оплачивает государство, но чтобы получить результат, нужно учитывать немало тонкостей, поэтому данной теме будет посвящена отдельная статья.

Организация выставки включает несколько пунктов, известных как «Правило 4 П»:

  1. Планирование выставки.
  2. Привлечение посетителей.
  3. Персонал.
  4. Получение и анализ результатов.

Планирование выставки

Чтобы правильно организовать выставку и в конечном итоге получить максимальный результат, сначала нужно решить: с какими целями мы ее организуем? Список может быть примерно таким:

  • Поиск клиентов – вам же нужны новые заказчики?
  • Поиск партнеров – оптовые покупатели, поставщики сырья, рекламные компании и пр.
  • Поиск наемных работников – вы же намерены расширить свой бизнес?
  • Поиск единомышленников – людей, с которыми у вас есть общие интересы, которых волнуют те же проблемы.
  • Формирование положительного имиджа фирмы.
  • Реклама бренда – вы успели его придумать?
  • Окупить расходы на организацию мероприятия и получить прибыль.

Организация выставки

Организаторы . В первую очередь нужно решить вопрос с организаторами выставки. Вы будете заниматься с этим в одиночку, привлечете городские или районные власти или найдете партнеров? Сразу оговорите, кто чем будет заниматься, а также финансовые вопросы, и если это не ваши родственники, то заключите письменный договор.

Помещение . Второй вопрос, это поиски места. Они зависят от размеров планируемой выставки, ее направления и даже времени года, ведь летом многое можно делать просто под открытым небом.

Сейчас большинство музеев организует различные временные выставки, поэтому если вы занимаетесь или народными промыслами, то можно договориться с ними. Вполне приличную экспозицию можно организовать в холле гостиницы, в доме культуры или в новом торговом центре, где еще не все площади сданы в аренду. В общем-то, сейчас в любом городе достаточно свободных помещений, которые снимают, то под распродажи обуви, то под ярмарки меховых изделий.

Исполнители . Кто-то должен будет привести помещение в порядок, установить (а потом разобрать) стенды, разложить экспозицию и поддерживать ее в течение всей выставки. В больших городах этим занимаются специальные фирмы, если у вас в городе такой нет или у вас нет на это денег, то придется все делать своими силами, привлекая друзей и родственников.

Реклама . Сейчас проспекты, листовки и буклеты вам распечатает любая типография. Позаботьтесь о том, чтобы там была вся необходимая информация для тех, кто захочет найти вас после выставки. Не шикуйте, небольшой яркий листок с основной информацией – это все что вам нужно! Кроме того придется потратиться на рекламу, которая привлечет посетителей на выставку. Примерно за месяц в городских газетах и на местном телевидении должны появиться яркие объявления. На улицах также потребуется повесить афиши. Еще нужно раздавать листовки в людных местах и дать рекламу в интернете. В сети лучше всего работают статьи и сообщения на тематических страницах, опять же тематических сайтов, форумах и в соцсетях, а также рассылка и контекстная реклама.

Размещение экспозиции . Создавая экспозицию, постоянно задавайте вопрос: для кого я это делаю? Ведь, во-первых, выставка должна быть интересна для всех посетителей, то есть для людей далеких от того чем вы занимаетесь. Ведь довольные посетители – это бесплатная реклама мероприятия. Во-вторых, она должна быть такой, чтобы людям захотелось купить вашу продукцию. В-третьих, оптовики и потенциальные партнеры должны иметь возможность быстро получить всю необходимую им информацию, а вы также быстро должны получить информацию о них. Поэтому персонал нужно заранее научить, кому что говорить, какую информацию предоставлять, и какую спрашивать.

Пример интересной экспозиции

Интересный вариант заинтересовать посетителей – проведение мастер-классов. Выделите место для умельца, который на глазах у посетителей будет создавать какие-то вещи, а заодно и учить всех желающих каким-нибудь нехитрым приемам.

Не забудьте сделать стенд для детей. Не важно, что это будет, кроме вашей продукции — заводная железная дорога или клетка с попугаями, но детям должно быть интересно. Это один из хороших стимулов для посетителей рассказывать своим знакомым о вашей выставке и советовать на ней побывать.

Как заработать на выставке

  1. Продажа входных билетов. Самый простой вариант, но он не сработает, если всю вашу экспозицию можно обойти за пару минут. Люди должны понимать, за что отдают свои деньги.
  2. Продажа своих изделий. Позаботьтесь, чтобы к началу выставки у вас был хороший запас товара на продажу, в том числе недорогих , которые любят покупать посетители на память о том, где побывали. И, конечно, должно быть что-то забавное для детей.
  3. Сдача в аренду части помещения. Если помещение для вас велико, то часть его можно сдать, самый оптимальный вариант – сетевые компании (). Эти организации нежно любят большие скопища людей, которые никуда не торопятся. Кроме того, они имеют опыт в подобной работе, поэтому их стенды и персонал будут выглядеть вполне презентабельно.
  4. Если условия позволяют, можно организовать что-то вроде буфета – витрину, кофемашину и три столика.
  5. Викторины, конкурсы, лотерея и пр. Вот один из вариантов, найденных мной в интернете: у стендов свободно распространяют рекламные материалы, и озвучивается SMS-викторина, по условиям которой нужно ответить на 10 платных (отправка SMS-сообщений) вопросов. В конце каждого часа между правильно ответившими разыгрываются ценные призы. Механизм следующий – 50% стоимости SMS-сообщения идет оператору, ещё 25% — контент-провайдеру, обеспечивающему обработку сообщений, и последние 25% возвращаются к организаторам викторины. Получается, что посетители не только с удовольствием разбирают проспекты, но и платят деньги за то, что внимательно их читают.

Анализ работы

После окончания выставки нужно разобрать экспозицию, подсчитать доходы и расходы, рассчитаться с персоналом, но самое главное – начать работать с той информацией, которую вы получили в ходе выставки. Это нужно сделать сразу, поэтому поручите все остальные дела помощникам, а сами принимайтесь за контакты.

Вообще получение контактов, это одна из важнейших функций выставки. Так что изначально настраивайте персонал на то, что во время работы выставки они должны получить как можно большее количество контактов. То есть их задача не только улыбаться и раздавать буклеты, но и убедить потенциальных клиентов или партнеров оставить свои координаты: телефон, емайл, визитку и пр.

После выставки нужно будет сесть и плотно поработать с каждым из них. Разошлите всем посетителям, оставившим о себе сведения, письма со словами благодарности за проявленный интерес к вашей экспозиции. Эти письма лучше приготовить заранее, еще в ходе подготовки к выставке. Затем пообещайте в течение недели связаться с посетителем. Если вы хотите, чтобы посетитель запомнил вашу фирму, нужно в течение 48 часов после закрытия выставки отправить ему письмо.

Проделав эту работу можно заняться собственно анализом результатов выставки: что получилось, а что нет, стоит ли проводить подобные мероприятия регулярно, как долго и как часто? Выслушайте персонал, партнеров и просто посетителей. Спросите их, как организовать выставку в следующий раз. Это поможет в будущем все сделать гораздо лучше. Кто знает, возможно, ваша выставка станет традиционной и превратится в одно из самых значимых ежегодных событий вашего города.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Выставки и ярмарки как один из элементов в системе маркетинговых коммуникаций. Характеристика выставки "Luxury Leisure" в Международном выставочном центре "Крокус Экспо". Оценка эффективности, участия ведущих туристских фирм выставки "Luxury Leisure".

    контрольная работа , добавлен 02.07.2012

    Информация о выставке "Mitt-2010". Оценка работы выставки на тему "Представление стран Прибалтики". Сравнение деятельности двух туристских фирм по прибалтийскому направлению. Предложения по организации работы выставки и конкретной работы экспонентов.

    отчет по практике , добавлен 19.12.2010

    Становление выставочного бизнеса в России, организация выставки как составной части комплекса маркетинговых коммуникаций. Выставочная деятельность фармацевтических организаций. Разработка рекомендаций по планированию выставки на примере "Аптеки-2010".

    дипломная работа , добавлен 29.08.2012

    Изучение понятия, сущности и функций выставки - формы контакта предприятия с целевой аудиторией и потенциальными партнерами, части маркетинговых коммуникаций фирмы. Взаимосвязь выставки и PR. Подготовка, планирование и проведение выставочных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    Инфраструктура выставочно-ярмарочной деятельности. Международные выставки и ярмарки: понятие и классификация. Этапы подготовки выставки и оценка ее экономической эффективности на примере туристической фирмы. Особенности выставочно-ярмарочной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Цели и назначение выставки, которая является публичным представлением достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Особенности выставок как инструмента PR. Выставка и охват целевой аудитории.

    презентация , добавлен 02.05.2015

    Маркетинговый план подготовки выставки. Оформление выставочного стенда. Анализ работы компании "Ростовский комбинат шампанских вин" во время выставки и после нее. Использование в демонстрации приемов, привлекающих внимание проходящих мимо посетителей.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Характеристика выставочных мероприятий. Маркетинговый план подготовки выставки. Работа персонала во время выставки. Оформление выставочного стенда. Анализ выставочной деятельности компании ООО "РКШВ". Значение выставочных мероприятий для предприятия.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2016

наталья савина

Куклы обереги своими руками к выставке (проект " Кто в куклы не играл , тот счастья не видал ")

Кукла оберег «Мамушка»

Русская народная, традиционная кукла-оберег Мамушка !

Мамушка испокон веков считается семейным оберегом, нянечкой для новорожденных. Символ любви матери-прародительницы Рода к последующим поколениям.

Служила, своеобразным пожеланием плодовитости. Является семейным оберегом, принося в семью счастье и увеличивая количество детей в семье.

Она в руках держит ребенка, чаще всего двух - по одному в каждой руке. Детки представляют собой кукол пеленашек , цвета которых указывают на разнополость.

Кукла оберег «кубышка- травница»

Куколка следит за тем , чтобы в дом хозяев не проникала болезнь. Она защищает от злых духов и была утешницей для ребенка. Ее подвешивали в доме над колыбелью. Наполнена она душистыми лекарственными травами : Лимонной мелиссой, перечной мятой, хмелем, березовыми почками, клевером, злаковыми и крапивой. Куколку мяли в руках , и по комнате разносился запах трав, который должен отгонять духов болезни. Когда травка перестаёт пахнуть, необходимо её в куколке заменить , наполнить свежевысушенной.


ЖЕЛАННИЦА не только «исполняет» желания, она еще и отводит беду, жалея хозяйку. Это оберег помощи. Загадывая желания, дарят кукле подарочек в виде бусинки, пуговки, ленточки, колокольчика, серёжки. В общем, всячески её разряжают. Со временем кукла становится всё наряднее. Просят её помочь исполнить желание. Обязательное условие - желание не должно никому нести зла и несчастий , быть искренним и от души.


Доля это исключительно женский оберег. В древности верили, что богиня Макоша каждой девушки еще в день рождения дарит долю, часть свей судьбы. Ее помощницы Доля и Недоля плели судьбу для каждой представительницы женского пола индивидуально. Поэтому наши прабабушки, не дожидаясь поспешной доли для своих дочерей и внуков, куклы делали сами , чтобы обеспечить своим родным долгую и счастливую жизнь . Очень важная деталь оберега Доля – это коса куклы . Коса должна быть длинной, но не тонкой. В процессе изготовления думаем о своей доле или доле своих родных, представляем себе такую судьбу, о которой мы мечтаем, и свои желания вкладываем в вид куклы .




КУКЛЫ В РУССКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ


«МЫ ТКАЧИ» - наш мини ткацкий станок


Коза - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряжения, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.


«Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах .

«ЛИХОМАНКИ- ЛИХОРАДКИ» По народным поверьям на здоровье всех членов семьи русская женщина делала кукол «Лихоманок» (их еще называли «лихорадки» или «трясовицы» ). В народе насчитывали тринадцать злых духов болезней (или лихоманок, и, чтобы они не смогли вселиться в домочадцев, по их числу делали 13 обережных куколок с одноименным названием «Лихоманки» (12 сестер и их мать - Кумоха) . В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу , узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из членов семьи. Таким образом, эти куклы замещали человека , забирая силу болезни на себя. Поработавших свой срок куколок «лихоманок» сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по-разному, освобождая дом от негатива.


Кукла оберег «Десятиручка»

Десятиручка - лучшая помощница в домашних делах. Эту куклу дарили девушкам , которые готовили себе приданое или молодой хозяйке, чтоб спорой была, во всём управлялась, чтоб все дела ладились. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть! А ещё её руки похожи на крылья и сама Десятиручка похожа на птицу, она напоминает нам о Душе, о стремлении к Небу. Образ Десятиручки - лёгкость и душевность во всех домашних делах и именно этот образ помогает женщине устраивать семейное счастье .


«Колокольчик» Эта кукла родом с Валдая . Она считалась куклой добрых вестей . Валдайские колокольчики почитались издавна. Колокольный звон оберегал от чумы и других болезней. Праздничные тройки невозможно представить без колокольчика, звенящего под дугой. По своей форме колокольчики напоминает купола, а сверху они похожи на солнце. Куклу Колокольчик наряжали в три юбки. Считалось, что и у человека три царства – золотое, серебряное и медное. Из трех частей складывается и счастье . Человек чувствует себя счастливым , когда хорошо телу, радостно на душе, а дух его спокоен.


«Спиридон – солнцеворот» -Это обрядовая и обережная кукла , смысл Спиридона поворачивать Солнце - самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней. С 25-го декабря световой день начинает прибавляться, происходит «поворот солнца на лето, зимы на мороз» . Самое время пригласить в дом Спиридона! Но для изменения ситуации в жизни его можно сделать в любое время и можно дарить всем, у кого вдруг в жизни, что-то застопорилось, не ладится, хочется нового. Спиридон ставится поблизости от рабочего места. Можно его поставить или подвесить.


Традиционная русская игровая Кукла - оберег "Зайчик на пальчик" - это уникальный и добрый подарок для малышей. Зайчик на пальчик - игровая русская кукла- оберег . С ней могут играть маленькие дети , вы можете придумывать и рассказывать малышу сказки, разговаривать с зайчиком, прятать. Это игровая и одновременно обереговая куколка для вашего малыша .

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, в связи с этим эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Народная кукла делает прошлое интереснее и понятнее. В каждом селе свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Что-то привлекательное и таинственное кроется в кукле, до конца не раскрытое. Традиционная тряпичная кукла безлика.

Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Приглашаю вас на свою выставку.

Каждая моя кукла, поверьте живет, слышит, любит. Свои работы комментирую стихотворением Эльзы Поповой.

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.

Но единственный запрет предков опасались:

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Не особенно хитра лыкова наука,

В деревенском житие для семьи - порука.

Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили

Неприменно куклы те дареными были.

Они древности полны и не так пустячны,

Из соломы и золы, глины, всяких всячин.

До рождения дитя, делали "мотанку"

И ложили в колыбель для чертей обманку.

Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,

Кукла духов на себя злобных отвлекала.

И уже в двенадцать лет девочка умела

Себе "доню" мастерить. Значит повзрослела.

Замуж рано шли тогда, вместе с коробОчком.

Свекор чинно, для игры, выделял часочек.

Плакальщица в сундучке ко слезам внимает.

Если дочери в семье плохо - мать узнает.

Как приедет навестить - куколка "судачит":

Коли мята и грязнА - дочь частенько плачет.

Правду матери сказать может побоится,

Плакальщица в кулачке ей не отмолчится.

А Желанница была девушкам - подружка.

С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.

Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали

Ленту алую, потом исполненья ждали.

Крупеничка - оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

Травница - её травой наполняли разной.

Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.

По избе душистый дух лета разносился

Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.

Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.

Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.

Колокольчик - знак вестей старого Валдая,

Три юбчоночки на ней, сверху золотая.

Хохотушки по весне - стало быть Веснянки,

Жизнерадостной судьбе верные служанки.

Костромушка - прИманит женщине ребёнка,

Loading...Loading...