Законодательная база российской федерации. Новый порядок организации дополнительного образования детей Типовое положение о дополнительном образовании детей

Регистрационный № 30468

“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам”

“Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации,

2012, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской

учреждении дополнительного образования детей”(зарегистрирован Министерством юстиции

Министр Д.В. Ливанов

Приложение

Порядок

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок) регулирует организацию и

осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с

ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих

образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы

(дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные

программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее - организации, осуществляющие

образовательную деятельность).

3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам

должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,

художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях

физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья

учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-

патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших

выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление

http://dopedu.ru/)

здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с

федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с

ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не

противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами

федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных

требований.

4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области

искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29

декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”*(1).

определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией,

осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных

предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и

утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с

федеральными государственными требованиями*(2).

6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют

дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая

каникулярное время.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют

образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях

по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных

клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли,

8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в

пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в

порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей

образовательную деятельность*(3).

9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным

программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-

спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом

объединения.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения*(4).

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не

установлено законодательством Российской Федерации*(5).

Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также

продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных

общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации,

осуществляющей образовательную деятельность.

Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией,

осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых

форм их реализации*(6).

При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные

образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,

электронное обучение*(7).

Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией,

осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации

образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания

образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих

образовательных технологий*(8).

Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов

и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или

психическому здоровью учащихся, запрещается*(9).

11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют

дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры,

экономики, технологий и социальной сферы.

12. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательная

деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на

государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языках

народов Российской Федерации.

Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с

дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном

законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации,

осуществляющей образовательную деятельность*(10).

13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного

режима труда и отдыха учащихся администрацией организации, осуществляющей

образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом

пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и

возрастных особенностей учащихся.

14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации,

осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые

мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся,

родителей (законных представителей).

15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения

могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные

представители) без включения в основной состав.

16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут

предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые

проводятся по группам или индивидуально.

17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы

аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной

аттестации учащихся.

18. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов

организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный

процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей

психофизического развития указанных категорий учащихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать

специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных

заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой

реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с

ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия

обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование

специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных

учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств

обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента

Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

(помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение

групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания

организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых

невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными

возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами*(11).

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным

предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического

развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для

учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной

программой реабилитации - для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.

19. В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с

ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации,

осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную

деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением

их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах

и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о

расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв

не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована

шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или

аудиофайлы);

обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря,

к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом

для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий

визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры

и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-

технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в

учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей

образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие

пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-

барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

20. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся

с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.

Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и

инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-

инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в

отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную

деятельность.

С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и

инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей

образовательную деятельность, так и по месту жительства.

Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в

соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида*(12).

Обучение по дополнительным общеобразовательным программам учащихся с

ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей

психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких

учащихся.

Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по

дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе

дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для

обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной

педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую

переподготовку.

22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с

ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются

бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги

сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков*(13).

С учетом особых потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей

инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность,

обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

23. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать

помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации

дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной

деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и

организациям на договорной основе.

_____________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

Не действует Редакция от 07.03.1995

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.03.95 N 233 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ"
Вид документа постановление, положение
Принявший орган правительство рф
Номер документа 233
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 07.03.1995
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Собрание законодательства РФ, 1995, N 12, ст. 1053
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.03.95 N 233 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ"

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (дворцов, домов и центров детского творчества, станций юных техников, туристов, натуралистов, центров дополнительного образования детей, традиционной культуры, народных ремесел и другие).

Для негосударственных учреждений дополнительного образования детей данное Типовое положение выполняет функции примерного.

2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется - учреждение) - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

адаптация их к жизни в обществе;

формирование общей культуры;

организация содержательного досуга.

3. По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.

4. В учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

5. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе и зарубежными.

6. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением и собственным уставом.

7. Язык (языки), на котором (которых) ведется образовательный процесс в учреждении, определяется уставом учреждения.

8. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения; иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

II. Организация учреждения

9. Учреждение создается учредителем (учредителями) по собственной инициативе и регистрируется органом местного самоуправления в заявительном порядке.

Допускается совместное учредительство.

10. Организационно-правовая форма учреждения определяется статусом учредителя (учредителей).

11. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.

Учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

13. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

14. Учреждение проходит государственную аттестацию и аккредитацию в установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" порядке.

15. Учреждение может иметь филиалы, отделения, структурные подразделения, которые по его доверенности могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных учреждениях.

Филиалы и отделения учреждения проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном для учреждения.

16. Учреждение в соответствии с действующим законодательством вправе образовывать комплексы, участвовать в создании и деятельности ассоциаций, союзов и иных объединений, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций.

17. Учреждение может быть реорганизовано, перепрофилировано, ликвидировано по решению учредителя (учредителей), если это не влечет нарушения обязательств учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя.

При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

18. Ликвидация учреждения может быть осуществлена в установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" порядке.

III. Основы деятельности

19. Учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

20. Учреждение по договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями, организациями может проводить профессиональную подготовку детей, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.

21. Учреждение, имеющее квалифицированные кадры и необходимую материально-техническую базу, по согласованию с другими образовательными учреждениями может осуществлять производственную практику обучающихся в данном учреждении, а также выполнять в установленном порядке заказы учреждений, предприятий и организаций на изготовление изделий, при этом тематика и содержание работы должны способствовать творческому развитию обучающихся в осваиваемой профессии.

22. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей.

23. Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (лиц, их заменяющих).

24. В учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждении создается педагогический (методический) совет. Порядок его работы определяется уставом учреждения.

Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациям по договору с ними.

25. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие) <*>.

27. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.

Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

С детьми - инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жительства.

Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (лиц, их заменяющих), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

28. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (лица, их заменяющие) без включения в основной состав, если кружок не платный, при наличии условий и согласия руководителя объединения.

29. Учреждение может создавать объединения в других образовательных учреждениях, предприятиях и организациях. Отношения между ними определяются договором.

IV. Участники образовательного процесса

30. Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети, как правило, до 18 лет, педагогические работники, родители (лица, их заменяющие).

31. Порядок приема детей в учреждение в части, не отрегулированной законодательством Российской Федерации, определяется учредителем учреждения и закрепляется в его уставе.

32. При приеме детей учреждение обязано ознакомить их и (или) родителей (лиц, их заменяющих) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

33. Права и обязанности обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих), работников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом актами.

34. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

35. К педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

36. Отношения работника учреждения и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

37. Педагогические работники учреждения имеют право на:

участие в управлении учреждением;

защиту своей профессиональной чести и достоинства;

свободу выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений обучающихся;

социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в регионе.

38. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств.

V. Управление и руководство

39. Управление учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и его уставом.

40. Непосредственное руководство государственным, муниципальным учреждением осуществляет директор.

Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

41. Директор учреждения:

планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы учреждения;

несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;

осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников;

утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним;

распоряжается имуществом образовательного учреждения и обеспечивает рациональное использование финансовых средств;

представляет учреждение в государственных, муниципальных и общественных органах;

несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.

42. Общее руководство учреждением осуществляет выборный представительный орган - совет учреждения. Порядок выбора совета определяется его уставом.

43. Разграничение полномочий между советом учреждения и директором в части, не регламентированной настоящим Типовым положением, определяется уставом учреждения.

VI. Имущество и средства учреждения

44. За учреждением в целях обеспечения его деятельности собственником (уполномоченным им органом) закрепляются здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходимое для осуществления уставной деятельности имущество потребительского, культурного, социального и иного назначения.

Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации.

Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

45. Учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

46. Деятельность учреждения финансируется его учредителем.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:

собственные средства учредителя;

бюджетные и внебюджетные средства;

имущество, переданное учреждению собственником (уполномоченным им органом);

средства родителей (лиц, их заменяющих);

добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

средства, полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг;

доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности;

кредиты банков и других кредиторов;

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами.

47. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения отвечает учредитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

48. Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения.

Нормативы финансирования должны также учитывать затраты, не зависящие от количества детей.

Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.

49. Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами.

Платная образовательная деятельность учреждения не относится к предпринимательской, если получаемый от нее доход за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное учреждение на развитие и совершенствование образовательного процесса (в том числе заработную плату).

50. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.

При осуществлении учреждением предусмотренной его уставом предпринимательской деятельности учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

51. Учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также на доходы от собственной деятельности учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

52. Ликвидация или реорганизация учреждения осуществляется, как правило, по окончании учебного года. Денежные средства учреждения и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств, используются в соответствии с уставом учреждения.

Положение об организации образовательного учреждения

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Суджанский детско-юношеский центр»

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации образовательного процесса

в образовательном учреждении дополнительном образовании детей

1. Общие положения

1.1. Положение о дополнительном образовании детей МКОУ ДОД «Суджанский ДЮЦ» разработано на основании Типового положения об общеобразовательном
учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196, Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г. № 212, Устава МКОУ ДОД «Суджанский ДЮЦ».

1.2.Дополнительное образование детей создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающих средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.

1.3. Основными задачами дополнительного образования являются:

Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время;

Адаптация их к жизни в обществе;

Формирование общей культуры;

Организация содержательного досуга;

Удовлетворение потребности детей в занятиях различными видами творчества.

1.4. Деятельность учреждения дополнительному образованию детей строится на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

1.5. Объединения в учреждении создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора.

1.6. Организует работу объединений и несет ответственность за результаты его деятельности заместитель директора по УВР.

1.7.Содержание дополнительного образования детей определяется образовательными (рабочими) программами - примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими, компилятивными. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе учреждения экспериментальной площадки.

1.8.Прием обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ. При приеме в объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

1.9.Структура дополнительного образования детей определяется целями и задачами дополнительного образования детей в учреждении, количеством и направленностью реализуемых образовательных (рабочих) программ и включает следующие компоненты: кружки, клубы по интересам, ансамбли, спортивные секции.

1.10.Штатное расписание детского центра формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием дополнительного образования. Деятельность сотрудников детского центра определяется соответствующими должностными инструкциями.

1.11.Объединения дополнительного образования располагаются в основном здании детского центра и на базах школ.

2. Содержание образовательного процесса

2.1. Деятельность дополнительного образования детей осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором ДЮЦ.

2.2. В детском центре реализуются программы дополнительного образования детей различного уровня (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и направленностей (художественно-эстетической, спортивно-технической, военно-патриотической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, социально-педагогической, культурологической).

2.3. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам.

2.4. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных и воспитательных задач, материально-технических условий, санитарно-гигиенических норм, психолого-педагогической целесообразности, что отражается в пояснительной записке к программе.

2.5. Педагогидополнительного образования могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.

3. Организация образовательного процесса

3.1. Наполняемость детских объединений дополнительного образования составляет согласно Устава учреждения:

  • художественно-эстетическая направленность - 10 - 15 человек (хор 30 - 70 человек);
  • туристско - краеведческая направленность - 10 - 15 человек;
  • спортивно-техническая направленность - 10 - 20 человек;
  • эколого-биологическая направленность - 10 - 15 человек;
  • культурологическая направленность - 10 - 15 человек;
  • социально-педагогическая направленность - 10 - 15 человек;
  • военно-патриотическая направленность - 10 - 15 человек

3.2. В соответствии со спецификой образовательной (рабочей) программы занятия могут проводиться как со всем составом объединения, так и по подгруппам или индивидуально.

3.3. Продолжительность занятий и их количество определяются в соответствии с направленностью образовательной программы и педагогической нагрузкой.

3.4. Программы дополнительного образования ориентированы на 4-6 астрономических часов в неделю. На продолжительность и частоту занятий оказывают влияние возрастной состав детского объединения, год обучения по программе.

3.5. В соответствии с программой педагог может использовать разные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и другие.

3.6. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. Могут быть использованы следующие формы контроля: тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, выступления на олимпиадах, смотрах, конкурсах, выставках, конференциях, концертах, публикации и другие.

3.7. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены два и более педагогов, распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе.

3.8. Зачисление обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы. Отчисление обучающихся производится при грубом нарушении ими Устава ДЮЦ и правил поведения учащихся МКОУ ДОД «Суджанский ДЮЦ». За обучающимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни или прохождения санаторно-курортного лечения.

3.9. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр и др.). В работе объединения по согласованию с педагогом могут принимать участие родители (законные представители) обучающихся без включения их в списочный состав.

3.10. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.

3.11. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. В объединения второго и последующего годов обучения могут быть зачислены дети, успешно прошедшиесобеседование, тестирование.

3.12. Учебный год в объединениях дополнительного образования детей начинается 10 сентября и заканчивается 31 мая текущего учебного года. Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено программой) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога.

3.13. Занятия в объединениях детского центра проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года администрацией ДЮЦ по представлению педагогов дополнительного образования с учетом определения наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором ДЮЦ. Перенос занятий или изменение расписания проводится только с разрешения администрации школы и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.

3.14. В блоке дополнительного образования ведется методическая работа, направленная на совершенствование содержания образовательного процесса, форм и методов обучения, повышение педагогического мастерства работников.

4. Документация и отчетность

4.1. Основными документами, регламентирующими работу дополнительного образования, являются:

  • Типовое положение о дополнительном образовании детей;
  • Положение о дополнительном образовании МКОУ ДОД «Суджанский ДЮЦ»;
  • Приказ об организации образовательной деятельности;
  • Должностная инструкции педагога дополнительного образования;
  • Инструкция по охране труда для педагога дополнительного образования;
  • План учебно-воспитательной работы дополнительного образования МКОУ ДОД «Суджанский ДЮЦ»
  • Рабочие программы педагогов дополнительного образования;
  • Годовой план работы МО педагогов дополнительного образования;
  • Отчет о проделанной работе по дополнительному воспитанию зам. директора по ВВР не реже 1 раза в год.
Loading...Loading...